Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Шейнов В. П., Девицын А. С. Опросник самооценки подростков и взрослых: надежность, валидность, факторы

Журнал » 2023 №48 : Шейнов В. П., Девицын А. С. Опросник самооценки подростков и взрослых: надежность, валидность, факторы
    Просмотров: 46

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.06

ОПРОСНИК САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ, ФАКТОРЫ

 

В. П. Шейнов,

РИВШ,Минск,

Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

 

                                                          А. С. Девицын,

БГУ, Минск,

Республика Беларусь,

devitsin@gmail.com

 

Изучение самооценки в настоящее время особенно актуально ввиду негативного влияния на нее чрезмерного увлечения социальными сетями, которое имеет место как в молодом, так и в более старшем возрасте. Для изучения изменений в самооценке, происходящих по мере перехода подростков во взрослое состояние, необходимо иметь опросники, пригодные одновременно для подростков и взрослых. Цельюданного исследования является разработка короткой версии опросника самооценки для подростков и взрослых, доказательство ее надежности и валидности и построение факторной модели самооценки.

Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 3153 испытуемых, в том числе 2570 взрослых 18–76 лет и 583 подростков 1017 лет; среди испытуемых — 1716 женщин, 854 мужчины, 392 девушки и 191 юноша.

В исследовании использованы опросник самооценки подростков, короткая версия опросника зависимости от смартфона, опросник зависимости от социальных сетей, опросник ассертивности, шкала самоуважения М. Розенберга, шкала удовлетворенности жизнью, опросник застенчивости.

Результатом исследования явился пригодный для подростков и взрослых короткий (состоящий из восьми вопросов), надежный и валидный опросник их самооценки, обладающий лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия для подростков. Построены состоятельные трехфакторные модели опросника самооценки, практически идентичные для подростков и взрослых.

Единый опросник для подростков и взрослых позволяет изучать изменения в самооценке, происходящие по мере перехода подростков во взрослое состояние, а выявленные факторы самооценки — изучать роль этих факторов в формировании и взаимосвязях самооценки с другими свойствами личности.

 

 


Читать полностью...

 

 

Литература

1.              Золотарева А. А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 2. C. 52–57. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.2.52-57

2.              Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 75–84. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.6

3.              Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. №2. С. 41–55. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04

4.              Acar I. H., Avcilar G., Yazici G., Bostanci S. The roles of adolescents’ emotional problems and social media addiction on their self-esteem // Current Psychology. 2022. Vol. 41 (10). P. 6838–6847.DOI: 10.1080/03004430.2017.1365362

5.              Ayhan D., Seki Öz H. Effect of assertiveness training on the nursing students' assertiveness and self‐esteem levels: Application of hybrid education in COVID‐19 pandemic // Nursing forum. 2021. Vol. 56. № 4. P. 807–815.

6.              Coffey J. K., Warren M. T. Comparing adolescent positive affect and self-esteem as precursors to adult self-esteem and life satisfaction // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44 (5). P. 707–718.

 

7.              Çutuk Z.A. Investigating the relationship among social media addiction, cognitive absorption, and self-esteem // Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 9 (2). P. 42–51.

8.              Darjan I., Negru M., Ilie D. Self-esteem — The decisive difference between bullying and assertiveness in adolescence? // Journal of Educational Sciences. 2020. Vol. 21. P. 19–34.

9.              Golshiri P., Mostofi A., Rouzbahani S. The effect of problem solving and assertiveness training on self-esteem and mental health of female adolescents: a randomized clinical trial // BMC Psychology. 2023. Vol. 11 (1). P. 1–8.

10.          Hawi N., Samaha M. Identifying commonalities and differences in personality characteristics of Internet and social media addiction profiles: traits, self-esteem, and self-construal // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38 (2). P. 110–119.

11.          How does exercising make you feel? The associations between positive and negative affect, life satisfaction, self-esteem, and vitality /Rodrigues F. et al. // International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2022. Vol. 20 (3). P. 813–27.

12.          Hufer‐Thamm A, Riemann R. On the link of self‐esteem, life satisfaction, and Neuroticism // Journal of Personality. 2021. Oct. № 89 (5). P. 998–1011.

13.          Impact of shyness on self-esteem: The mediating effect of self-presentation / Bober A.et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 19 (1). P. 230–239.

14.          Iranmanesh M., Foroughi B., Nikbin D., Hyun S. Shyness, self-esteem, and loneliness as causes of FA: The moderating effect of low self-control // Current Psychology. 2021. Vol. 40. P. 5358–5369.

15.          Kavaklı M., Ünal G. The effects of social comparison on the relationships among social media addiction, self-esteem, and general belongingness levels // Current Issues in Personality Psychology. 2021. Vol. 9 (2). P. 114–124.

16.          Kurnaz M. F., Esra T. E., Günaydin H. A. Relationship between self-esteem and life satisfaction: a meta-analysis study // Research on Education and Psychology. 2020. Vol. 4 (2). P. 236–253.

17.          Marcionetti J., Rossier J. A longitudinal study of relations among adolescents’ self-esteem, general self-efficacy, career adaptability, and life satisfaction // Journal of Career Development. 2021. Vol. 48 (4). P. 475–490.

18.          Parray W. M., Kumar S., David B. E., Khare S. Assertiveness predicts self-esteem, academic achievement, and stress: A study of Kashmiri adolescents // Humanities and Social Sciences Reviews. 2020. Vol. 8 (1). P. 707–715.

19.          Purnama H., Darmawati I., Mulyatin W. Social media addiction and the association with self-esteem among adolescents in rural areas of Indonesia // KnE Life Sciences. 2021. Mar 15. P. 671–679.

20.          Shimizu H., Nakashima K. I., Morinaga Y. The role of individual factors in friendship formation: Considering shyness, self‐esteem, social skills, and defensive pessimism // Japanese Psychological Research. 2019. Vol. 61 (1). P. 47–56.

21.          Shrestha S. Assertiveness and self-esteem among nursing students of Manipal College of Medical Science of Pokhara, Nepal // Journal of Chitwan Medical College. 2019. Vol. 9 (2). P. 54–59.

22.          Shyness and its relation with self-esteem in light of some variables / Al Sabi Y. N. et al. // Information Sciences Letters. 2022. Vol. 11 (6). P. 2345–2355

23.          Tian Y., Qin N., Cao S., Gao F. Reciprocal associations between shyness, self-esteem, loneliness, depression and Internet addiction in Chinese adolescents // Addiction Research & Theory. 2021. Vol. 29 (2). P. 98–110.