Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. К вопросу о диагностике родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития средствами арт-технологий

Журнал » 2023 №48 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. К вопросу о диагностике родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития средствами арт-технологий
    Просмотров: 43

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.05

 

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

  

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedeva-ea@mail.ru,

 

Ю. Н. Данилова,

МГПУ, Москва,

danilovayn@mgpu.ru

 

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи (см. журнал «Системная психология и социология» № 2 (42) / 2022, № 4 (44) / 2022). В данной статье представлен вариативный (зарубежный и отечественный) подход к диагностике особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арт-терапевтических технологий. Рассматривается гипотеза о том, что родительско-детское взаимодействие, обусловленное психотравмирующей ситуацией для членов семьи рождением ребенка с нарушением развития, имеет особенности, которые могут быть диагностированы, в том числе средствами арт-терапевтических технологий. Показано, что творческая директивная деятельность членов семьи в процессе арт-терапии позволяет психологу в процессе целенаправленного наблюдения определить характер отношения взрослых к ребенку, наличие трудностей эмоционально-коммуникативных проявлений и наметить коррекционный маршрут для работы психолога с проблемной семьей. В теоретическом блоке статьи анализируется позиции зарубежных и отечественных исследователей о возможности использования арт-терапевтических технологий в работе с семьей ребенка с нарушениями развития, показывается вариативность их использования в диагностике и коррекции трудностей развития ребенка с ОВЗ и «проблемного поля» семьи такого ребенка. Отмечается факт отсутствия научных работ в отечественной специальной психологии по целенаправленному использованию арт-терапевтических технологий в диагностике особенностей психологического взаимодействия родителей с ребенком с ОВЗ, что и определяет актуальность рассматриваемой проблемы. Констатирующая часть эксперимента с использованием арт-технологий на основе количественных и качественных показателей обеспечила выявление особенностей и уровневых, критериально обусловленных, качественных характеристик родительско-детского взаимодействия в семье с ребенком с ЗПР и с семьей с нормально развивающимися дошкольниками.

 

Результаты данного эксперимента показали разную информативность диагностических (зарубежных и отечественных) подходов при использовании арт-терапевтических технологий в определении родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР; психологические особенности родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР, характеризующиеся неоднородностью выраженности и разноуровневым характером их проявления; необходимость осуществления психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ЗПР, по формированию их компетенций в гармонизации взаимодействия в проблемным ребенком в семье.

 

 

 

 


Читать полностью...

 

 

Литература

 

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / Е. А. Медведева и др. М.: Юрайт. 2022. 274 с.

2. Вишневский В. А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии: тезисы докладов науч.-практ. конф. / под ред. А. Д. Ткачева. Кемерово: Б. и., 1985. С. 42–44.

3. Вохмянина Т. В. Программа «Сказкотерапия» // Педагогические системы. «Дети с проблемами в физическом и психическом развитии»: (из опыта работы образовательных учреждений г. Москвы) / отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Школьная книга, 2000. С. 82–115.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т5ОсновыДефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

 

5.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50 с.

6. Данилова Ю. Н. Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребенка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 286–299. DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299

7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 318 с.

8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков М.: Медицина. 1982. 216 с.

9. Захарова Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2017. 46 с.

10. Зинкевич-Евстигнеева Т. И. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; Сфера, 2001. С. 277-308

11. Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. 384 с.

12. Ильина И. Б. Формирование социокультурной направленности общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 25 с.

13. Ирвин Э., Мэлой И. Семейное интервью c использоваие марионеток // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. С. 51-64

14. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 191 с.

15. Копытин А. И. Техники семейной арт-терапии // Вестник практической психологии образования. 2010. Т. 7. № 1. С. 97–103.

16. Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. С. 13–25.

17. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студентов факультетов психологии вузов. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 432 с.

18. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2009. 268 с.

19. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). C. 53–64. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05

20. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–95.DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

21. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 198–201.

22. Мерзлякова В. П., Рау Е. Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М.: Изд-во В. Секачев, 2020. 141 с.

23. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2012. 286 с.

24. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: ВЛАДОС, 2003. 126 с.

25. Новикова К. В. Арт-терапевтические техники в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог. 2020. № 6. С. 10–23. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.6.34487

26. Рау Е. Ю., Чайкина А. С. Теоретические основы семейной психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников // Наука и школа. 2019. № 3. С. 210–217.

27. Речицкая Е. Г., Гущина Т. К. Психолого-педагогическая диагностика развития детей c ограниченными возможностями здоровья. М.: Юрайт, 2023. 150 с.

28. Росс П. Т. Диагностичекая техника оценки характера внутрисемейных отношений // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. С. 65-79

29. Рубин Дж. А. Искусство арт-терапии / пер. с англ. И. Костина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 302 с.

30. Смит Г. Техника совместного рисования // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. С. 105-112

31. Теоретические основы и диагностика социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е. А. Медведева и др. М.: Парадигма, 2022. 134 с.

32. Ткачёва В. В. Семья ребенка c ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.

33. Ткачёва В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 130 с.

34. Ткачёва В. В., Устинова Е. В., Болотова Н. П. Психокоррекционная работа c семьями детей c ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие. М: ИНФРА-М, 2022. 191 с.

35. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. 5-е изд. М.: Академия, 2011. 175 с.

36. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов. 4-еизд. М.: Академия, 2007. 194 с.

37. Carey L. J. Sandplay: therapy with children and families. Jason Aronson, 1998. 240 р.

38. Kwiatkowska H., Kwiatkowska H. Y. Family therapy and evaluation through art. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1978. 280 p.