Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Богданова Т. Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии)

Журнал » 2023 №48 : Богданова Т. Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии)
    Просмотров: 36

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.04

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

 Т. Г. Богданова,

МГПУ, Москва,

bogdanovatg@mgpu.ru

 

В статье проводится анализ зарубежных литературных источников по проблемам создания позитивных установок во взаимодействиях между людьми без нарушений в развитии и теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья. При этом подчеркивается необходимость создания условий для формирования позитивных установок, поскольку от этого зависит качество жизни людей с ограниченными возможностями и инвалидов. Рассматривается один из вариантов работы по преодолению негативных установок по отношению к людям с разными типами нарушенного развития, основанный на сопоставлении эффективности трех вариантов воздействия для создания позитивных установок: когнитивного вмешательства, сочетания когнитивного и поведенческого вмешательства, отсутствия вмешательства. В рамках когнитивного вмешательства подросткам предоставлялась информация о людях с ограниченными возможностями, их особенностях и возможностях; при сочетании когнитивного и поведенческого компонентов помимо информации давалась возможность реального взаимодействия на занятиях паралимпийскими видами спорта под руководством спортсменов-инвалидов. Именно комбинированная стратегия, основанная на сочетании информирования и реального взаимодействия, привела к лучшим результатам в плане изменения установок.

 

Исследования, проведенные в разных странах, направленные на создание позитивных установок по отношению к людям, имеющим ограниченные возможности, показали, что для этого необходимо проводить поиск различных методов психологического воздействия на всех участников общения. Можно изменить негативное отношение к людям с ограниченными возможностями с помощью воздействий, интегрированных в процесс воспитания. Полученные результаты показывают, что наибольших позитивных сдвигов можно достичь с помощью воздействий, сочетающих предоставление информации об особенностях личности и поведения людей с ограниченными возможностями и инвалидов, способах предпочитаемых и комфортных для них взаимодействий и непосредственного опыта общения с ними. В будущих исследованиях необходимо попытаться эффективно сочетать информационную и поведенческую составляющие воздействия, включающую элементы личного общения с инвалидами, чтобы получить более детальную картину того, что именно сделало поведенческое вмешательство более успешным.

 

 

 

 

 


Читать полностью...

 

Литература

1.              Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: РГПУ, 1998. 271 с.

2.              Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. 263 с.

3.              Ajzen I.,Fishbein M.Understandingattitudesandpredictingsocialbehavior. EnglewoodCliffs,NJ: PrenticeHall, 1980. 278 p.

4.              Allport G. W. The nature of prejudice (25th anniversary edition). Cambridge, MA: Perseus, 1979. 568 p.

5.              Brown R., Hewstone M. An integrative theory of intergroup contact // Advances in Experimental Social Psychology. 2005. Vol. 37. P. 255–343. DOI: 10.1016/S0065-2601(05)37005-5

6.              KigerG.Thestructureofattitudestowardpersonswhoaredeaf:Emotions,values,andstereotypes //JournalofPsychology. 1997.131. P. 554–560.DOI: 10.1080/00223989709603544

7.              Krahe B., Altwasser C. Changingnegativeattitudestowardspersonswithphysicaldisabilities:anexperimentalintervention // JournalofCommunity&AppliedSocialPsychology. 2006. № 16. P. 59–69. DOI: 10.1002/casp.849

8.              Lee T.,RoddaM.Modificationofattitudestowardpeoplewithdisabilities //Canadian Journal of Rehabilitation. 1994. №7 (4). P. 229–238.

9.              RichardsonS. A.,HastorfA. H.,GoodmanN.,DornbuschS. M.Culturaluniformityinreactiontophysicaldisabilities //AmericanSociologicalReview. 1961. № 26. P. 241–247.

10.          Roeher G. H. Significance of public attitudes in the rehabilitation of people with disabilities // Rehabilitation Literature. 1961. № 22. P. 66–72.

11.          RuffnerR. H.Theinvisibleissue:Disabilityinthemedia //Perspectives on disability / M.Nagler(ed.). PaloAlto,CA:HealthMarketsResearch, 1990. P.143–146.

12.          SeifertK.H.,BergmannC.Entwicklung eines Fragebogens zur Messung der Einstellungen gegenüber Körperbehinderten [Development of a questionnaire to measureattitudestowardsthephysicallydisabled] // Heilpädagogische Forschung. 1983. № 10. P. 290–320.

13.          StöberJ.Die Soziale-Erwünschtheits-Skala-17 (SES-17): Entwicklung und erste Befunde zu Reliabilität und Validität [Thesocialdesirabilityscale-17(SES-17):Developmentandfirstreliabilitytests] // Diagnostica. 1999. № 45. P. 173–177.

14.          TrösterH.EinstellungenundVerhaltengegenüberBehinderten[Attitudesandbehavior towardsthedisabled].Bern:Huber, 1990. 234 p.

15.          Yuker H. Y. The effects of contact on attitudes toward disabled persons: some empiricalgeneralizations // Attitudes toward persons with disabilities.NewYork:Springer. 1988. P. 261–272.