Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Романова Е. С., Абушкин Б. М., Решетина С. Ю. Проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников

Журнал » 2023 №48 : Романова Е. С., Абушкин Б. М., Решетина С. Ю. Проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников
    Просмотров: 57

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Е. С. Романова,

 МГПУ, Москва,

 RomanovaES@mgpu.ru,

 

Б. М. Абушкин,

 МГПУ, Москва,

 AbushkinBM@mgpu.ru

 

С. Ю. Решетина

 МГПУ, Москва

 reshetinas@rambler.ru

 

В статье дается обоснование необходимости последовательного формирования представлений школьников относительно своих личностных и социальных возможностей для наиболее полной реализации своих ценностных установок. Рассматриваются инновационные развивающие занятия, реализующие проектную деятельность школьников по формированию у себя ведущих социальных качеств – самостоятельности, ответственности и активности. Проектная деятельность школьников в контексте своего личностного развития рассматривается как последовательная этапная работа по формированию у них осознанного понимания содержательных особенностей психологических характеристик, формированию навыка своего личностного развития в реальном социальном окружении; развитию потребности в саморазвитии; вовлечению школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, формированию навыков аналитического суждения о преимуществах и недостатках в своем личностном развитии.

 

Рассматриваемая логика личностного самоопределения и развития представляет новую практику использования тренингов в психологической работе со школьниками. Направленную на активное и целенаправленное формированию личностных качеств школьников. Программа работы школьников, включает в себя 4 последовательных этапа. На первом этапе решается задача первичной диагностики учащихся по наиболее важным для развития школьников качествам. На втором этапе решаются задачи развивающей практики – освоение техник интерпретации количественных показателей диагностических тестов; раскрытие своего внутреннего потенциала; овладение психологическими знаниями; стимулирование потребности в саморазвитии. На третьем этапе осуществляется вовлечение школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, которые определяются личностной природой человека и основываются на его социальных потребностях, ценностных установках и личностных возможностях. На четвертом этапе школьники делают заключение относительно социальной достаточности достигнутого ими уровня развития. У школьников формируется заключение относительно своих личностных ресурсов.

 

Представленные в статье проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников содержат в себе актуальный и необходимый развивающий практикум по формированию у обучающихся новых знаний, умений и навыков.

 

 


Читать полностью...

 

Литература

1.              Гинзбург М. Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» // «Вопросы психологии». 2014. № 3. С. 43 – 52.

2.              Гурина И. А., Шпак О. В. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14930 (дата обращения: 08.08.2023)

3.              Психология образования человека: Введение в психологию субъектности: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство ПСТГУ, 2013. 360 с.

4.              Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 5 – 19.

5.              Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 5 – 18.

6.              Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиций системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 3 – 

7.              Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2009. 705 с.

8.              Тест «Настойчивость» А. И. Крупнова, URL: https://studopedia.ru/27_35410_blankoviy-test-nastoychivost-ai-krupnova.html?ysclid=lroya9tplo164675202 (дата обращения: 09.08.2023)

9.              Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Педагогика. 2013. 254 с.

10.          Antoncic B., Bratkovic K. T., Singh G, DeNoble A. F. The big five personality – entrepreneurship relationship: Evidence from Slovenia // Journal of Small Business Management, 2015. №53 (3). P. 819-841.

11.          Dawson C., Meza D. De, Henley A., Arabsheibani G. R. Entrepreneurship: Cause and consequence of financial optimism // Journal of Economics & Management Strategy, 2014. № 23 (4). P. 717-742

12.          Petri J. K., Carlander A., Who gets ahead in life? Personality traits and childhood background in economic success // Journal of Economic Psychology, Vol. 59. 2017. P. 164-170.

13.          Miao C., Qian S., Ma. D. The relationship between entrepreneurial self-efficacy and firm performance: A meta-analysis of main and moderator effects // Journal of Small Business Management, 2016. № 51 (1). P. 87-107.

14.          Patterson F., Kerrin M. Characteristics and behaviors associated with innovative people in small-and medium-sized enterprises. In E. Chell & M. Karatas-Ozkan (Eds.) Handbook of Research on Small Business and Entrepreneurship. Edward Elgar, London, UK. 2014. P. 187-206.

15.           Zhao H., Seibert S. E. The big five personality dimensions and entrepreneurial status: A meta-analytical review // Journal of Applied Psychology. № 91. 2006. P. 259-271.