PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»?

Журнал » 2023 №47 : Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»?
    Просмотров: 79

УДК 159.922.7

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.9

 

ЧТО ТАКОЕ «СТРУКТУРА ДЕФЕКТА»?

 

В. И. Лубовский

 

Статья посвящена системному исследованию параметров привязанности и ревности. В целях изучения их взаимосвязей было приведено эмпирическое исследование, в котором участвовали 70 студентов гуманитарных вузов в возрасте от 18 до 21 лет. Для определения стиля привязанности у испытуемых были использованы следующие методики: тест на тип привязанности Э. Чен (в адаптации Е. Кротовой) и «Опросник привязанности к близким людям» Н. В. Сабельниковой и Д. В. Каширского. Для определения уровня ревности использовалась шкала ревности Р. Лихи.

Настоящая статья публикуется в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения выдающегося ученого, основателя научной школы российской специальной психологии, доктора психологических наук, профессора, академика РАО В. И. Лубовского, более двадцати лет проработавшего в МГПУ. Многоплановость и разносторонность его научных интересов отражены в более чем 200 публикациях, включая несколько известных учебников и монографий, отдельные из которых переведены на иностранные языки. Научный вклад В. И. Лубовского в области специальной психологии и педагогики имеет общемировое значение.

Материал последней статьи В. И. Лубовского был любезно предоставлен редакцией научно-методического журнала «Специальное образование» для репринта. В научной статье автором подчеркивалась невозможность отражения содержания основного понятия специальной психологии и специальной педагогики — «структура дефекта» — как набора определенных количественных показателей психологических / психофизиологических функций. Отмечалось, что существует чрезвычайная вариативность и совпадение количественных показателей ряда функций при нескольких дизонтогенетических типах нарушенного развития. Таким образом, при анализе процесса психодиагностики типов развития В. И. Лубовский выделял этап дифференциальной психодиагностики и ее объект — познавательную сферу и психофизиологические возможности. Им было подчеркнуто, что в пределах каждого типа развития при вариативности показателей отдельных функций сохраняются определенные соотношения: функция, наиболее развитая по сравнению с другими, при всех индивидуальных вариантах и динамических изменениях сохраняет более высокое место, как и остальные, тоже остающиеся на своих местах. Это соотношение и представляет основные компоненты структуры дефекта.

 

Ключевые слова: структура дефекта; недостатки (нарушения) развития; дифференциальная психодиагностика; наглядно-образное мышление; зона ближайшего развития / обучаемость; стандартизованные интеллектуальные тесты; количественные оценки; способ познавательного взаимодействия (или способ взаимодействия с окружающей средой).

 

Для цитаты: Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 95–104. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.9

 

Лубовский Владимир Иванович (1923–2017), кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Москва.

 

 

Литература

 

1. Валявко С. М. О типологии личностного развития дошкольников в норме и с нарушениями речевого развития // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов / под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьевой. Ставрополь: Ставролит, 2015. С. 24–29.

2. Валявко С. М. Сравнительно-сопоставительный анализ развития мотивационной сферы старших дошкольников в норме и с нарушениями речевого развития // Системная психология и социология. 2014. № 4 (12). С. 65–73.

3. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика. 1990. 183 с.

4. Власова Т. А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка: к вопросу комплектования вспомогательных школ. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 132 с.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / под. ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 369 с.

6. Коробейников И. А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников: методические рекомендации / НИИ психиатрии М-ва здравоохранения РСФСР. М.: [Б. и.], 1982. 33 с.

7. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 102 с.

8. Лубовский В. И. Диагностика нарушений развития // Основы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 231–257.

9. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития // Дефектология. 2015. № 6. С. 47–56.

10. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50–60.

11. Розанова Т. В., Яшкова Н. В. Методы психологического обследования глухих детей, испытывающих повышенные трудности в обучении // Клинико-психологические исследования глухих детей со сложным дефектом: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии; [под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой]. М: [Б. и.], 1980. С. 43–66.

12. Словарь Л. С. Выготского / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. 119 с.

13. Шаумаров Г. Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1979. № 6. С. 16–24.

14. Mahan T., Mahan A. Assessing children with special needs. New York; London: Holt, Rinehart &Winstone, 1981.