PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Журнал » 2023 №47 : Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров
    Просмотров: 43

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.4

 

СИСТЕМНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Л. Г. Лигай,

МГПУ, Москва,

LigajLG@mgpu.ru,

Е. Ю. Данилова,

МГПУ, Москва,

danilovaeyu@mgpu.ru,

В. В. Земченкова,

МГПУ, Москва,

zemchenkovavv@mgpu.ru

 

В статье представлены результаты исследования потенциала образовательной деятельности вуза по подготовке высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в условиях изменений подготовки аспирантов. По результатам анкетирования трех групп респондентов: аспирантов первого года обучения, аспирантов второго и третьего года обучения и их научных руководителей — был проведен сравнительный анализ позиций респондентов о действующей и будущей системе подготовки в аспирантуре.

В результате исследования были выявлены основные цели поступления в аспирантуру, планы аспирантов на защиту кандидатской диссертации, мнение о качестве образования в аспирантуре на текущий момент и об отношении научных руководителей к изменениям в подготовке аспирантов в связи с принятием нового Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Проведенный системный социолого-статистический анализ и контент-анализ полученных в ходе исследования данных позволил сформулировать ряд предложений, направленных на оптимизацию деятельности по подготовке аспирантов к защите кандидатской диссертации и выявить точки зрения научных руководителей на перспективы реализации новой модели подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В настоящий момент остро стоит вопрос совершенствования деятельности аспирантуры как института подготовки высококвалифицированных научных кадров. От повышения эффективности работы этого института во многом будет зависеть будущее российской науки. Разработанная программа и представленный инструментарий могут лечь в основу полевого исследования по мониторингу процесса подготовки аспирантов. Материалы статьи могут быть интересны научным руководителям аспирантов и работникам управления аспирантуры и докторантуры.

 

Ключевые слова: системный анализ; аспирант; аспирантура; научный руководитель; подготовка научных и научно-педагогических кадров; социально-психологический анализ.

 

Для цитаты: Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 45–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.4

 

Лигай Лада Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент департамента философии и социальных наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории мониторинга результатов научно-исследовательских работ и проектов управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LigajLG@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-2171-6572

 

Данилова Елена Юрьевна, специалист отдела интеграции образования и науки управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: danilovaeyu@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-6371-468X

 

Земченкова Виктория Викторовна, специалист отдела сопровождения научных проектов и разработок управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: zemchenkovavv@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-3102-4932

 

 

Литература

 

1. Бедный Б. И., Воронин Г. Л., Миронос А. А., Рыбаков Н. В. Барьеры на пути к ученой степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 1. С. 35–48. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.003

2. Бедный Б. И., Чупрунов Е. В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28- 3-9-20

3. Бекова С. К., Джафарова З. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108

4. Бекова С. К., Терентьев Е. А. Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 51–64. DOI: 10.31992/0869- 3617-2020-6-51-64

5. Бережная Ю. Н., Гуртов В. А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 57–65. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.037

6. Караваева Е. В., Маландин В. В, Мосичева И. А., Телешова И. Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

7. Кармазинский А. Н. Аспирантура: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: сетевое издание. 2012. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=7614 (дата обращения: 17.10.2023).

8. Кельсина А. С. Анализ динамики численности аспирантов в России // Образовательные технологии. 2020. № 1. С. 117–124.

9. Марголин А. М., Мельников Р. М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. C. 9–19. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-12-9-19

10. Мироненко Е. С. Современные тенденции в развитии аспирантуры в контексте зарубежного и российского опыта [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития: сетевое издание. 2017. № 2 (37). С. 1–12. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2208 (дата обращения: 23.10.2023).

11. Оноприенко В. И. Аспирантура глазами аспирантов и экспертов // Социологический альманах. 2019. № 10. С. 346–355.

12. Осипов Г. В., Савинков В. И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2014. 152 c.

13. Портрет современного российского аспиранта / С. К. Бекова и др.; Высшая школа экономики, Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 60 с. (Современная аналитика образования. № 7 (15)).

14. Резник С. Д., Макарова С. Н. Эффективное научное руководство аспирантами: монография. М.: ИНФРА-М, 2022. 151 c.

15. Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049