PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Журнал » 2023 №47 : Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ
    Просмотров: 50

УДК 159.973

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.2

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ

РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Т. Н. Бразгун,

МГППУ, Москва,

bayzel10@yandex.ru,

В. В. Ткачева,

МПГУ, Москва,

vikt-tkacheva@yandex.ru

 

Статья посвящена исследованию родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ в процессе проведения психологического консультирования по проблеме родительских потребностей. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью и родительско-детские отношения. Психологическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ позволяет нормализовать внутрисемейные отношения, скорректировать неэффективные модели воспитания и обучения ребенка, создать гармоничные условия для его развития и воспитания.

В статье представлены программа психологического консультирования семьи ребенка с нарушениями развития по проблеме родительских потребностей для оптимизации характера взаимоотношений и процессов воспитания детей в семье, а также результаты исследования родительско-детских отношений в процессе проведения психологического консультирования родителей детей с ОВЗ. Во время индивидуальной беседы специалист может выявить проблемы и переживания взрослых членов семьи, родительские установки, особенности родительского отношения. Исследование показало, что родительское отношение в семьях детей с ОВЗ характеризуется детоцентристскими установками родителя, неприятием нарушений ребенка, гиперопекой или инфантилизацией ребенка с ОВЗ.

 

Ключевые слова: психологическое консультирование; родительско-детские отношения; родительские потребности; система психологической помощи семьям; дети с ОВЗ.

 

Для цитаты: Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 20–31. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.2

 

Бразгун Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: bayzel10@yandex.ru

ORCID: 0009-0009-5046-5918

 

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва.

E-mail: vikt-tkacheva@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-5876-3604

 

 

Литература

 

1. Бразгун Т. Н. Межличностные отношения в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. М., 2021. 177 с.

2. Валитова И. Е. Особенности самосознания матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие личности. 2018. № 4. С. 57–85.

3. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери: [учеб. пособие по специальности «Психотерапия и мед. психология»] / пер. с англ. Н. М. Падалко. М.: Класс, 1998. 76 с.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 176 с.

5. Клещёва Е. А. Особенности социально-психологической структуры детоцентрической семьи // Весці Беларускага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта. Серыя 1: Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. 2022. № 2. С. 64–68.

6. Клещёва Е. А. Теоретическая модель детоцентрической семьи // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3: Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2021. Т. 11. № 3. С. 144–153.

7. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

8. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети: Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / [пер. с англ. Н. Л. Холмогорова]. М.: Теревинф, 2018. 368 с.

9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР; [А. А. Бодалев и др.]; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

10. Сорокин В. М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. Вып. 3. С. 166–171.

11. Ткачева В. В. Модель «Сотрудничество» как база оптимального пути воспитания ребенка с психофизическими недостатками // Коррекционная педагогика. 2007. № 2 (20). С. 68–77.

12. Ткачёва В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 281 с.

13. Giulio P., Philipov D., Jaschinski I. Families with disabled children in different European countries [Электронный ресурс] // Families and Societies. 2014. № 23. URL: http://www.familiesandsocieties.eu/ (дата обращения: 02.10.2023).

14. Maccoby E. E. Parenting and its effects on children: on reading and misreading behavior genetics // Annual Review of Psychology. 2000. Vol. 51. № 1. P. 1–27. DOI: 10.1146/annurev.psych.51.1.1

15. Raya A. F., Ruiz-Olivares R., Pino J., Herruzo J. Parenting style and parenting practices in disabled children and its relationship with academic competence and behaviour problems // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 89. № 2. P. 702–709. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.08.918