WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности
Журнал » 2023 №46 : Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. В. Сокольская, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва, mvsokolskaya@mail.ru, О. Ю. Богомолова, СахИЖТ — филиал ДВГУПС, Южно-Сахалинск, bogomolova_ok@mail.ru
Актуальной задачей современного образования является реализация программ, направленных на формирование мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, для решения которой необходима разработка моделирующих представлений о психолого-педагогических условиях и механизмах формирования мотивационной готовности к деятельности в образовательной организации. В настоящей статье рассматривается понятие «психолого-педагогические условия» в концепциях отечественных авторов. Сформулированы, проанализированы и описаны психолого-педагогические условия образовательной среды вуза, которые позволяют оптимизировать показатели сформированности мотивационной готовности к деятельности. Рассмотрены условия и механизмы их формирования. Представлена модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе. По результатам проведенного теоретико-методологического исследования сделаны выводы о поэтапном формировании мотивационной готовности личности к будущей профессиональной деятельности на протяжении всего обучения в вузе. Предложена модель реализации психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к деятельности студентов вуза, разработанная на основе личностного, деятельностного и системного подходов, которая включает несколько блоков и затрагивает все аспекты взаимодействия студентов с преподавателями и кураторами. Модель представлена как комплексный инструмент, который позволяет анализировать и прогнозировать различные процессы на разных этапах профессионального становления, учитывающий все основные характеристики, которые взаимодействуют и зависят друг от друга. В этом смысле модель можно рассматривать как многоуровневую динамическую систему, где каждый уровень представляет собой свою среду, собственные законы и правила функционирования. Взаимодействие между уровнями определяет поведение системы в целом, а их взаимозависимость — ее устойчивость и способность к изменению.
Ключевые слова: студенты; модель; учебно-профессиональная деятельность; динамическая система; мотивация; психолого-педагогические условия; профессиональная деятельность.
Для цитаты: Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 71–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6
Сокольская Марина Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. E-mail: mvsokolskaya@mail.ru ORCID: 0000-0002-5693-2021
Богомолова Оксана Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и коммерции Сахалинского института железнодорожного транспорта — филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Южно-Сахалинск. E-mail: bogomolova_ok@mail.ru ORCID: 0000-0002-9929-3143
Литература
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с. 2. Ашанин А. О. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе интеграции обучения и воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2015. 163 с. 3. Беспалько В. П. БеСлагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 c. 4. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 144 с. 5. Богомолова О. Ю. Влияние мотивационно-ценностной направленности студентов на готовность к будущей профессиональной деятельности // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 86–93. 6. Богомолова О. Ю. Формирование мотивационной готовности к деятельности у студентов высших учебных заведений // Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики: материалы IV Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции (Хабаровск, 23 ноября 2017 г.) / сост. О. В. Сысоева. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2018. С. 9–10. 7. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2005. 68 с. 8. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. № 3. С. 129–142. 9. Веретельникова Ю. Я. Модель психолого-педагогических условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у студентов медицинского вуза // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». 2011. Вып. 7. С. 100–108. 10. Ганин Е. А. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2004. 21 с. 11. Ковалева Н. Н., Величко А. В. Условия и механизмы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Евразийский научный журнал. 2016. № 5. С. 34–38. 12. Мельников С. Л., Карнеева О. А. Психолого-педагогические условия формирования компетентности личности студента в процессе обучения в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 238–243. 13. Сокольская М. В. Анализ личностной готовности к профессиональной деятельности студентов технического вуза // Ползуновский вестник. 2006. № 3-2. С. 233–242. 14. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 672 c. 15. Токарева О. А. Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ: дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2022. 224 с. 16. Ярычев Н. У., Цамаева А. А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1394–1397. 17. Enns E., Shapovalova M. Psycho-pedagogical model of students’ professional consciousness development // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 385–392. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.670 18. Farmonova S. H. M. Improvement of professional thinking in future teachers // International Journal of Innovations in Engineering Research and Technology. 2020. Vol. 7. № 05. P. 251–257. 19. Pankratova I. A., Rogova E. E. Feature career structure of the image at different stages of professional development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2016. Vol. 4 (2). P. 31–40. DOI: 10.5937/IJCRSEE1602031A |