PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности

Журнал » 2023 №46 : Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности
    Просмотров: 77

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6

 

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

М. В. Сокольская,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова,

Москва,

mvsokolskaya@mail.ru,

О. Ю. Богомолова,

СахИЖТ — филиал ДВГУПС,

Южно-Сахалинск,

bogomolova_ok@mail.ru 

 

Актуальной задачей современного образования является реализация программ, направленных на формирование мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, для решения которой необходима разработка моделирующих представлений о психолого-педагогических условиях и механизмах формирования мотивационной готовности к деятельности в образовательной организации. В настоящей статье рассматривается понятие «психолого-педагогические условия» в концепциях отечественных авторов. Сформулированы, проанализированы и описаны психолого-педагогические условия образовательной среды вуза, которые позволяют оптимизировать показатели сформированности мотивационной готовности к деятельности. Рассмотрены условия и механизмы их формирования. Представлена модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.

По результатам проведенного теоретико-методологического исследования сделаны выводы о поэтапном формировании мотивационной готовности личности к будущей профессиональной деятельности на протяжении всего обучения в вузе. Предложена модель реализации психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к деятельности студентов вуза, разработанная на основе личностного, деятельностного и системного подходов, которая включает несколько блоков и затрагивает все аспекты взаимодействия студентов с преподавателями и кураторами. Модель представлена как комплексный инструмент, который позволяет анализировать и прогнозировать различные процессы на разных этапах профессионального становления, учитывающий все основные характеристики, которые взаимодействуют и зависят друг от друга. В этом смысле модель можно рассматривать как многоуровневую динамическую систему, где каждый уровень представляет собой свою среду, собственные законы и правила функционирования. Взаимодействие между уровнями определяет поведение системы в целом, а их взаимозависимость — ее устойчивость и способность к изменению.

 

Ключевые слова: студенты; модель; учебно-профессиональная деятельность; динамическая система; мотивация; психолого-педагогические условия; профессиональная деятельность.

 

Для цитаты: Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 71–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6

 

Сокольская Марина Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

E-mail: mvsokolskaya@mail.ru

ORCID: 0000-0002-5693-2021

 

Богомолова Оксана Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и коммерции Сахалинского института железнодорожного транспорта — филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Южно-Сахалинск.

E-mail: bogomolova_ok@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9929-3143

 

 

Литература

 

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.

2. Ашанин А. О. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе интеграции обучения и воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2015. 163 с.

3. Беспалько В. П. БеСлагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 c.

4. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.

5. Богомолова О. Ю. Влияние мотивационно-ценностной направленности студентов на готовность к будущей профессиональной деятельности // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 86–93.

6. Богомолова О. Ю. Формирование мотивационной готовности к деятельности у студентов высших учебных заведений // Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики: материалы IV Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции (Хабаровск, 23 ноября 2017 г.) / сост. О. В. Сысоева. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2018. С. 9–10.

7. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2005. 68 с.

8. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. № 3. С. 129–142.

9. Веретельникова Ю. Я. Модель психолого-педагогических условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у студентов медицинского вуза // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». 2011. Вып. 7. С. 100–108.

10. Ганин Е. А. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2004. 21 с.

11. Ковалева Н. Н., Величко А. В. Условия и механизмы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Евразийский научный журнал. 2016. № 5. С. 34–38.

12. Мельников С. Л., Карнеева О. А. Психолого-педагогические условия формирования компетентности личности студента в процессе обучения в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 238–243.

13. Сокольская М. В. Анализ личностной готовности к профессиональной деятельности студентов технического вуза // Ползуновский вестник. 2006. № 3-2. С. 233–242.

14. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 672 c.

15. Токарева О. А. Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ: дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2022. 224 с.

16. Ярычев Н. У., Цамаева А. А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1394–1397.

17. Enns E., Shapovalova M. Psycho-pedagogical model of students’ professional consciousness development // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 385–392. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.670

18. Farmonova S. H. M. Improvement of professional thinking in future teachers // International Journal of Innovations in Engineering Research and Technology. 2020. Vol. 7. № 05. P. 251–257.

19. Pankratova I. A., Rogova E. E. Feature career structure of the image at different stages of professional development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2016. Vol. 4 (2). P. 31–40. DOI: 10.5937/IJCRSEE1602031A