PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости

Журнал » 2023 №46 : Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости
    Просмотров: 81

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.8

 

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРОФИЛЕЙ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Е. О. Ермолова,

НГПУ, Новосибирск,

shamka05@mail.ru,

С. А. Чаганова,

НГПУ, Новосибирск,

aurum94@mail.ru 

 

В статье рассматривается личность с позиции личностного профиля, позволяющего количественно выявить и качественно описать ее особенности, учитывающие преобладание определенного типа чувствительности к справедливости и построить прогноз развития поведенческих реакций личности при нахождении в значимой для нее ситуации несправедливости. Подчеркивается необходимость изучения личностных особенностей во взрослом возрасте, так как к периоду взрослости черты личности приобретают наибольшую устойчивость и стабильность. Личностный профиль строится на основании включения в него следующих радикалов: черт личности, типов психологических границ, мировоззренческих установок и типа поведения.

Приведены результаты эмпирического исследования, осуществленного методом тестирования на взрослой выборке по следующим методикам: Опросник чувствительности к справедливости; Пятифакторный опросник личности; Психологические границы личности; Границы Я; Опросник диагностики агрессии; Шкала веры в справедливый мир. Обработка данных проводилась методами математической статистики: кластерным (метод полной связи, метод Уорда и k-средних), сравнительным (Н-критерий Краскела – Уоллиса) и качественным анализом профилей на основании данных стандартизации тестовых баллов по шкале Маккола.

Выявлены и описаны личностные профили лиц с преобладанием одного типа чувствительности к справедливости: нарушитель, бенефициар, свидетель, жертва. Установлено, что лица с преобладанием определенного типа чувствительности к справедливости отличаются специфическими личностными особенностями, выраженными в разном сочетании черт личности, установок и типа поведения, и по-разному реагируют на ситуации несправедливости. В каждом личностном профиле также отмечена тенденция личности к альтруистическим или эгоистическим ориентациям и их сочетаниям в отношении восстановления нарушенной справедливости.

 

Ключевые слова: системный анализ; личностный профиль; чувствительность к справедливости; ситуация несправедливости; черты личности; психологические границы.

 

Для цитаты: Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 93–113. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.8

 

Ермолова Екатерина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: shamka05@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1636-1527

 

Чаганова Светлана Алексеевна, аспирант по направлению «Общая психология, психология личности и история психологии» Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: aurum94@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7391-5653

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие. 4-е изд., стер. М.: Академия, 1999. 672 с.

2. Адамян А. А., Нартова-Бочавер С. К., Шмитт М. Опросник «Чувствительность к справедливости»: валидизация на русскоязычной выборке // Психологический журнал. Т. 39. № 4. 2018. С. 105–116. DOI: 10.31857/S020595920000075-8

3. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / сост., общ. ред., вступ. ст. А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1971. 590 с.

4. Гулевич О. А. Социальная психология справедливости: монография. М.: Институт психологии РАН, 2011. 282 с.

5. Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: материалы семинара «Организация службы социально-психологической помощи детям с острой школьной дезадаптацией и их семьям» (Москва, 4–7 мая 1998 г.) / под ред. А. А. Цыганок. Вып. 1. М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998. С. 18–26.

6. Ениколопов С. Н. Враждебность в клинической и криминальной психологии // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 33–39.

7. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. C. 115–124.

8. Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Особенности использования адаптивных и дезадаптивных защитных механизмов личностью с разными типами чувствительности к справедливости // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 1. С. 152–162. DOI: 10.20913/2618-7515- 2023-1-14

9. Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Границы личности и механизмы психологической защиты студентов с различными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 28–47. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.03

10. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Введение в историю психологии профессионального образования: эл. учеб. пособие. Новосибирск: НГПУ, 2020. 160 с. 1 CD-R.

11. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Истоки гуманистических идей в психолого-педагогической теории // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: сб. Иркутск: ИГПУ, 2006. Вып. 7. С. 262–274.

12. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2008. 276 с.

13. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2007. 239 с.

14. Налчаджян А. А. Агрессивность человека: монография. СПб.: Питер, 2007. 736 с.

15. Нартова-Бочавер С. К., Астанина Н. Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 16–32.

16. Нартова-Бочавер С. К., Подлипняк М. Б., Хохлова А. Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. С. 1–14.

17. Пономаренко В. В. Психологический профиль и психологический портрет // Секретарь-референт. 2005. № 10. С. 40–44.

18. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с.

19. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

20. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-метод. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.

21. Шамшикова Е. О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун (N. Brown) // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 167–173.

22. Шамшикова О. А., Волохова В. И. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 243–248.

23. Costa P., McCrae R. R. A five-factor theory of personality // The five-factor model of personality: theoretical perspectives. New York: Guilford, 1999. Vol. 2. P. 159–180.

24. Lerner M. J. The justice motive: Some hypotheses as to its origins and forms // Journal of Personality. 1977. Vol. 45. P. 1–52. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1977.tb00591.x

25. McCrae R. R., Costa P. T. Validation of the five factor model of personality across instruments and observers // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52 (1). P. 81–90. DOI: 10.1037/0022- 3514.52.1.81

26. Schmitt M., Baumert A., Gollwitzer M., Maes Jü. The Justice sensitivity inventory: factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data // Social Justice Research. 2010. Vol. 23. № 2. P. 211–238. DOI: 10.1007/s11211-010-0115-2

27. Schmitt M., Gollwitzer M., Maes Jü., Arbach D. Justice sensitivity: assessment and location in the personality space // European Journal of Psychological Assessment. 2005. Vol. 21. P. 202–211. DOI: 10.1027/1015-5759.21.3.202

28. Schmitt M., Mohiyeddini Ch. Sensitivity to befallen injustice and reactions to a real life disadvantage // Social Justice Research. 1996. Vol. 9. P. 223–238. DOI: 10.1007/BF02197249