WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов
Журнал » 2023 №46 : Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4
РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ «СВОЙ – ЧУЖОЙ» СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
В. Б. Никишина, РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, vbnikishina@mail.ru, Е. А. Петраш, РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, upetrash@mail.ru, Л. А. Моргун, РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, an_morgun@mail.ru
Статья посвящена исследованию проблемы моральных дилемм, стоящих перед студентами медицинских вузов. В настоящее время в этой области исследований наблюдается нарастание объема публикационной активности. При этом ученые выделяют моральные дилеммы, возникающие в сфере управленческой практики, а также технологические, религиозные и другие. Актуальным остается вопрос изучения моральных дилемм в медицинской практике. Исследование динамики решения моральных дилемм студентами медицинских вузов реализовано путем разработки анкеты, включающей в себя 10 моральных дилемм. Общий объем выборки составил 187 человек в возрасте 20–26 лет. Респондентами стали студенты медицинских вузов, обучающиеся по медицинским (лечебное дело, стоматология, педиатрия, медико-профилактическое дело — 104 человека) и немедицинским (клиническая психология, фармация — 83 человека) специальностям. Результаты проведенного исследования показали, что время решения моральных дилемм «свой – чужой» значимо меньше времени решения дилемм «чужой – чужой». Следовательно, можно говорить о том, что фактор личного знакомства с человеком является определяющим в условиях необходимости оказания помощи. Таким образом, выбор в пользу знакомого человека осуществляется значимо чаще, чем в пользу незнакомого, и требует меньше времени при принятии решения. Было установлено, что в ходе решения моральных дилемм «чужой – чужой» требуется значимо больше времени, чем при решении дилемм «свой – чужой». Выбор при этом осуществляется по критерию подобия — в пользу оказания помощи человеку одного пола и возраста с респондентом или по ассоциированию с близкими (друзьями, родственниками).
Ключевые слова: моральные дилеммы; свой – чужой; чужой – чужой; студенты медицинских вузов.
Для цитаты: Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 49–59. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4
Никишина Вера Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии, директор Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. Е-mail: vbnikishina@mail.ru ORCID: 0000-0003-2421-3652
Петраш Екатерина Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии, заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. Е-mail: petrash@mail.ru ORCID: 0000-0002-3177-088X
Моргун Любовь Александровна, лаборант кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. Е-mail: an_morgun@mail.ru ORCID: 0000-0002-1099-485X
Литература
1. Знаменская И. И., Александров Ю. И. Становление нравственного отношения к «чужим» у сельских и городских детей 3–11 лет // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 3. С. 85–99. DOI: 10.17759/sps.2019100306 2. Знаменская И. И., Созинова И. М., Александров Ю. И. Интуитивные и рациональные компоненты морального выбора у детей 3–11 лет // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 57–70. 3. Созинова И. М., Бахчина А. В., Александров Ю. И. Психофизиологические закономерности формирования разных стратегий решения конфликтных ситуация между «своими» и «чужими» // Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 147–157. 4. Созинова И. М., Знаменская И. И., Александров Ю. И. Нравственное отношение к «чужому» у детей 3–11 лет. Решение моральных дилемм: предубеждения и предпочтения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 44–57. 5. Созинова И. М., Пескова П. А., Александров Ю. И. Решение моральных дилемм «свой» – «чужой» детьми при отсутствии видимого внешнего контроля // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 53–64. 6. Bergen D. D. Moral dilemmas in foster care due to religious differences between birth parents, foster parents, and foster children / D. D. Bergen et al. // Child and Adolescent Social Work Journal. 2022. DOI: 10.1007/s10560-021-00815-3. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10560-021-00815-3 (дата обращения: 20.04.2023). 7. Circi R., Gatti D., Russo V., Vecchi T. The foreign language effect on decision-making: A meta-analysis // Psychonomic Bulletin & Review. 2021. Vol. 28 (4). P. 1131–1141. DOI: 10.3758/s13423-020-01871-z 8. Engelmann N., Waldmann, M. R. How to weigh lives. A computational model of moral judgment in multiple-outcome structures // Cognition. 2022. Vol. 218. P. 104910. DOI: 10.1016/j.cognition.2021.104910 9. Everett J. A. C. Moral dilemmas and trust in leaders during a global health crisis / J. A. C. Everett et al. // Nature Human Behaviour. 2021. Vol. 5 (8). P. 1074–1088. DOI:10.1038/s41562-021-01156-y 10. Jolly P. M., Krylova K. O., Phillips J. S. Leader intention, misconduct and damaged relational follower identity: A moral decision making perspective // The Leadership Quarterly. 2022. Vol. 33 (4). P. 101425. DOI: 10.1016/j.leaqua.2020.101425 11. López-Pérez B. Sociomoral reasoning in children and adolescents from two collectivistic cultures / B. López-Pérez et al. // European Journal of Developmental Psychology. 2014. Vol. 12 (2). P. 204–219. DOI: 10.1080/17405629.2014.989985 12. Mamak K. Whether to save a robot or a human: on the ethical and legal limits of protections for robots // Frontiers in Robotics and AI. 2021. Vol. 8. DOI: 10.3389/frobt.2021.712427. URL: https://www.frontiersin. org/articles/10.3389/frobt.2021.712427/full (дата обращения: 20.04.2023). 13. Maranges H. M., Chen S. K., Conway P. Insecure and insensitive: Avoidant and anxious attachment predict less concern for others in sacrificial moral dilemmas // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 185. P. 111274. DOI: 10.1016/j.paid.2021.111274 14. Navarick D. J., Moreno K. M. Moral dilemmas in Hospitals: Which shooting victim should be saved? // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.770020. URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.770020/full (дата обращения: 20.04.2023). 15. Singer N. Everyday moral decision-making after acute stress exposure: do social closeness and timing matter? / N. Singer et al. // Stress. 2021. Vol. 24 (4). P. 468–473. DOI: 10.1080/10253890.2020.1846029 16. Schipper N., Goagoses N., Koglin U. Associations between moral identity, social goal orientations, and moral decisions in adolescents // European Journal of Developmental Psychology. 2022. Vol. 20 (1). P. 107–129. DOI: 10.1080/17405629.2022.2056160 17. Schipper N., Koglin U. The association between moral identity and moral decisions in adolescents // New Directions for Child and Adolescent Development. 2021. Vol. 2021 (179). P. 111–125. DOI: 10.1002/cad.20429 18. Scheutz M., Malle B. F. May machines take lives to save lives? Human perceptions of autonomous robots (with the capacity to kill) // Lethal Autonomous Weapons / edited by J. Galliott, D. MacIntosh and J. D. Ohlin. Oxford University Press, 2021. P. 89–102. DOI: 10.1093/oso/9780197546048.003.0007 19. Yu H., Siegel J. Z., Clithero J. A., Crockett M. J. How peer influence shapes value computation in moral decision-making // Cognition. 2021. Vol. 211. P. 104641. DOI: 10.1016/j.cognition.2021.104641
|