PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Журнал » 2023 №46 : Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
    Просмотров: 87

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

С. В. Котовская,

МГГЭУ, Москва,

s.marunyak74@mail.ru,

И. Л. Руденко,

МГГЭУ, Москва,

rudenko@mggeu.ru,

Р. М. Хакимов,

МГГЭУ, Москва,

khakimov@mggeu.ru

 

Вопросы профессионального самоопределения, качественного образования и последующего трудоустройства являются наиболее значимыми для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в период определения их жизненной и профессиональной траекторий. Профдиагностика и профконсультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства. Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами и возможностями их реализации.

Настоящая статья посвящена системному анализу индивидуальных профессиональных траекторий развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей. В исследовании приняли участие 290 респондентов, обучающихся по программам среднего и среднего профессионального образования. Для проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир», разработанная для специалистов учреждений образования и службы занятости, занимающихся вопросами профориентации.

В результате проведенного анализа установлено, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности молодежи. Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, при выборе предмета и характера труда остаются неизменными и при обучении по программам среднего профессионального образования.

 

Ключевые слова: системный анализ; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инвалид детства; обучающиеся с инвалидностью; профориентация; среднее образование; среднее специальное образование.

 

Для цитаты: Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 19–28. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

 

Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

 

Руденко Игорь Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: rudenko@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4738-8121

 

Хакимов Руслан Мадаминджанович, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: khakimov@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4854-6697

 

 

Литература

 

1. Бондаренко С. Б. Значение семейно-центрированного подхода в профилактике, развитии, коррекции и образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в среднем профессиональном образовании // In Situ. 2023. № 1. С. 99–101.

2. Герасимов А. В., Литвиненко И. Л. Управленческое сопровождение (дорожная карта) профориентации и трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. 2017. № 2 (30). С. 77–91.

3. Громыко А. О. Необходимость профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в период дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 17 мая 2022 г.). Чебоксары: Среда, 2022. С. 129–130.

4. Денисова О. А., Леханова О. Л. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 195. С. 96–102.

5. Денисова О. А., Леханова О. Л. Региональный информационно-аналитический портал «Перспектива – PRO» как инструмент профориентации и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ // Повышение доступности и качества высшего образования: опыт и передовые практики: монография / [О. А. Денисова и др.]; под ред. О. А. Денисовой. Череповец: ЧГУ, 2022. С. 119–139.

6. Державина В. В. Наставничество как форма профориентации детей с ОВЗ: образовательная практика // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 62–73.

7. Кирик И. Б. Анализ развития системы адаптации и профориентации обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ в Санкт-Петербурге // Общество и наука: векторы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 29 июня 2022 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2022. С. 62–65.

8. Котова Г. Л., Тер-Григорьянц Р. Г. Порядок профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: сб. тезисов II Всероссийского съезда дефектологов (Москва, 2–3 ноября 2017 г.). М.: ИД «Миракль», 2018. С. 198–202.

9. Кулайкин С. В., Герасимов А. В. Управленческое сопровождение профориентации и трудоустройства инвалидов в системе образования Российской Федерации // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 9. С. 407–417.

10. Пирожникова Н. Ю. Профориентация инвалидов как фактор повышения их конкурентоспособности на рынке труда // Современные проблемы экономики и менеджмента: материалы Международной научно-практической конференции (Воронеж, 25 октября 2018 г.). Воронеж: Истоки, 2018. С. 182–185.

11. Романенкова Д. Ф., Романович Н. А. Психолого-педагогические и технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами в виртуальной образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 42–47.

12. Серякина А. В., Рамзаева В. Ю. Профориентация инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и перспективы развития // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2 (22). С. 81–85.

13. Шадчин И. В. Проблемы и перспективы развития профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Челябинской области // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 23–27 ноября 2015 г.). Красноярск: [Б. и.], 2016. С. 388–392.

14. Хомякова К. А. Развитие образовательной программы высшего образования для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья в ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» // Стратегии социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Кострома, 5 июня 2019 г.) / сост. Н. И. Мамонтова; науч. ред. О. Н. Веричева. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2020. С. 144–148.

15. Шовкомуд Д. С. Проблема технологизации в профориентации молодых инвалидов в России // Технологии социальной работы с разными группами населения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (Чита, 15–17 декабря 2021 г.) / отв. ред. М. С. Жиляева. Чита: ЗабГУ, 2021. С. 155–159.