WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Журнал » 2023 №46 : Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
С. В. Котовская, МГГЭУ, Москва, s.marunyak74@mail.ru, И. Л. Руденко, МГГЭУ, Москва, rudenko@mggeu.ru, Р. М. Хакимов, МГГЭУ, Москва, khakimov@mggeu.ru
Вопросы профессионального самоопределения, качественного образования и последующего трудоустройства являются наиболее значимыми для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в период определения их жизненной и профессиональной траекторий. Профдиагностика и профконсультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства. Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами и возможностями их реализации. Настоящая статья посвящена системному анализу индивидуальных профессиональных траекторий развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей. В исследовании приняли участие 290 респондентов, обучающихся по программам среднего и среднего профессионального образования. Для проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир», разработанная для специалистов учреждений образования и службы занятости, занимающихся вопросами профориентации. В результате проведенного анализа установлено, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности молодежи. Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, при выборе предмета и характера труда остаются неизменными и при обучении по программам среднего профессионального образования.
Ключевые слова: системный анализ; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инвалид детства; обучающиеся с инвалидностью; профориентация; среднее образование; среднее специальное образование.
Для цитаты: Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 19–28. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2
Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: s.marunyak74@mail.ru ORCID: 0000-0001-7832-2702
Руденко Игорь Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: rudenko@mggeu.ru ORCID: 0000-0003-4738-8121
Хакимов Руслан Мадаминджанович, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: khakimov@mggeu.ru ORCID: 0000-0003-4854-6697
Литература
1. Бондаренко С. Б. Значение семейно-центрированного подхода в профилактике, развитии, коррекции и образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в среднем профессиональном образовании // In Situ. 2023. № 1. С. 99–101. 2. Герасимов А. В., Литвиненко И. Л. Управленческое сопровождение (дорожная карта) профориентации и трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. 2017. № 2 (30). С. 77–91. 3. Громыко А. О. Необходимость профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в период дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 17 мая 2022 г.). Чебоксары: Среда, 2022. С. 129–130. 4. Денисова О. А., Леханова О. Л. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 195. С. 96–102. 5. Денисова О. А., Леханова О. Л. Региональный информационно-аналитический портал «Перспектива – PRO» как инструмент профориентации и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ // Повышение доступности и качества высшего образования: опыт и передовые практики: монография / [О. А. Денисова и др.]; под ред. О. А. Денисовой. Череповец: ЧГУ, 2022. С. 119–139. 6. Державина В. В. Наставничество как форма профориентации детей с ОВЗ: образовательная практика // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 62–73. 7. Кирик И. Б. Анализ развития системы адаптации и профориентации обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ в Санкт-Петербурге // Общество и наука: векторы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 29 июня 2022 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2022. С. 62–65. 8. Котова Г. Л., Тер-Григорьянц Р. Г. Порядок профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: сб. тезисов II Всероссийского съезда дефектологов (Москва, 2–3 ноября 2017 г.). М.: ИД «Миракль», 2018. С. 198–202. 9. Кулайкин С. В., Герасимов А. В. Управленческое сопровождение профориентации и трудоустройства инвалидов в системе образования Российской Федерации // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 9. С. 407–417. 10. Пирожникова Н. Ю. Профориентация инвалидов как фактор повышения их конкурентоспособности на рынке труда // Современные проблемы экономики и менеджмента: материалы Международной научно-практической конференции (Воронеж, 25 октября 2018 г.). Воронеж: Истоки, 2018. С. 182–185. 11. Романенкова Д. Ф., Романович Н. А. Психолого-педагогические и технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами в виртуальной образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 42–47. 12. Серякина А. В., Рамзаева В. Ю. Профориентация инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и перспективы развития // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2 (22). С. 81–85. 13. Шадчин И. В. Проблемы и перспективы развития профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Челябинской области // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 23–27 ноября 2015 г.). Красноярск: [Б. и.], 2016. С. 388–392. 14. Хомякова К. А. Развитие образовательной программы высшего образования для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья в ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» // Стратегии социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Кострома, 5 июня 2019 г.) / сост. Н. И. Мамонтова; науч. ред. О. Н. Веричева. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2020. С. 144–148. 15. Шовкомуд Д. С. Проблема технологизации в профориентации молодых инвалидов в России // Технологии социальной работы с разными группами населения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (Чита, 15–17 декабря 2021 г.) / отв. ред. М. С. Жиляева. Чита: ЗабГУ, 2021. С. 155–159.
|