WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея
Журнал » 2023 №46 : Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.3
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Г. Цой, Финансовый университет Москва, gwchoi@mail.ru
Буллинг — широко распространенная социально-психологическая проблема, которая затрагивает отдельных лиц, семьи и сообщества. Несмотря на усилия по борьбе с этой проблемой, жертвы буллинга сталкиваются с последствиями физического и психологического воздействия. Настоящая статья посвящена системной оценке распространенности и характера буллинга в Республике Корея, а также их причин и последствий. Конкретные задачи включают исследование культурных, индивидуальных и организационных факторов, влияющих на последствия буллинга. Проведенное исследование показало, что буллинг — широко распространенная проблема, глубоко укоренившаяся в культуре, психологических установках и социальной иерархии. Индивидуальные факторы, такие как особенности личности, самооценка и качество межличностного взаимодействия, также играют важную роль в динамике развития этой проблемы. Последствия буллинга значительны: это физические травмы, эмоциональные расстройства и долговременный психологический ущерб. Решение проблемы буллинга требует признания сложностей во взаимодействии культурных, индивидуальных и организационных факторов, которые способствуют ее возникновению. Стратегии профилактики и вмешательства должны учитывать эти факторы, а также потенциальные физические и эмоциональные последствия для пострадавших. Устраняя коренные причины буллинга и развивая культуру уважения и инклюзивности, необходимо работать над созданием социально-психологических условий для формирования более безопасного и справедливого общества.
Ключевые слова: буллинг; системная оценка; Республика Корея; социальная проблема; самоубийство; СМИ; справедливость.
Для цитаты: Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 29–48. DOI: 10.25688/2223-6872.2023. 46.2.3
Цой Гунвон, кандидат психологических наук, старший преподаватель департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва. E-mail: gwchoi@mail.ru ORCID: 0000-0002-8203-8461
Литература
1. Белеева И. Д., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 144–148. DOI: 10.26170/ po19-08-18 2. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159. 3. Бухтияров И. В., Рубцов М. Ю. Современные проблемы моббинга и буллинга как факторов риска профессионального стресса // Медицина труда и промышленная экология. 2015. № 9. С. 37–37. 4. Бушина Е. В., Муминова А. М. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 2. С. 197–216. DOI: 10.17759/sps.2021120212 5. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 2 (95). С. 129–137. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-10 6. Дахин А. Н. Буллинг в школе и не только // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 208–214. 7. Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220–242. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-220-242 8. Назаров В. Л., Авербух Н. В., Буйначева А. В. Буллинг и кибербуллинг в современной школе // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 2. С. 169–205. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-169-205 9. Цой Г., Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Взаимосвязь ценностей и социально-экономических представлений у корейских и российских студентов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 310–322. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-2-310-322 10. Цой Г., Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Сравнительный анализ взаимосвязи ценностей и социально-экономических представлений корейских и российских студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 101–107. 11. Arslan G. Psychological maltreatment and spiritual wellbeing in Turkish college young adults: exploring the mediating effect of college belonging and social support // Journal of Religion and Health. 2021. Vol. 60 (2). P. 709–725. DOI: 10.1007/s10943-021-01211-y 12. Bradshaw C. P., Waasdorp T. E., Johnson S. L. Overlapping verbal, relational, physical, and electronic forms of bullying in adolescence: Influence of school context // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2014. Vol. 44 (3). P. 494–508. DOI: 10.1080/15374416.2014.893516 13. Bradshaw C. P., Waasdorp T. E., Leaf P. J. Effects of school-wide positive behavioral interventions and supports on child behavior problems // Pediatrics. 2012. Vol. 130 (5). P. 1136–1145. DOI: 10.1542/ peds.2012-0243 14. Choe S.-H. Web rumors tied to Korean actress’s suicide [Electronic resource] // The New York Times. 02.10.2008. URL: https://www.nytimes.com/2008/10/03/world/asia/03actress.html (дата обращения: 12.04.2023). 15. Copeland W. E. Childhood bullying involvement predicts low-grade systemic inflammation into adulthood / W. E. Copeland et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. Vol. 111 (21). P. 7570–7575. DOI: 10.1073/pnas.1323641111 16. Einarsen S., Hoel H., Notelaers G. Measuring exposure to bullying and harassment at work: Validity, factor structure and psychometric properties of the Negative Acts Questionnaire-Revised // Work & Stress. 2009. Vol. 23 (1). P. 24–44. DOI: 10.1080/02678370902815673 17. Einarsen S. V., Raknes B. I., Matthiesen S. B. Bullying and harassment at work and their relationships to work environment quality: An exploratory study // European Journal of Work and Organizational Psychology. 1994. Vol. 4 (4). P. 381–401. DOI: 10.1080/13594329408410497 18. Espelage D. L., Holt M. K. Bullying and victimization during early adolescence: Peer influences and psychosocial correlates // Journal of Emotional Abuse. 2001. Vol. 2. (2-3). P. 123–142. DOI: 10.1300/ J135v02n02_08 19. Espelage D. L., Swearer S. M. A social-ecological model for bullying prevention and intervention: Understanding the impact of adults in the social ecology of youngsters // Handbook of bullying in schools: An international perspective / S. R. Jimerson, S. M. Swearer, D. L. Espelage (eds.). New York; London: Routledge, 2009. P. 61–72. DOI: 10.4324/9780203842898 20. Espelage D. L., Swearer S. M. Research on school bullying and victimization: What have we learned and where do we go from here? // School Psychology Review. 2003. Vol. 32 (3). P. 365–383. DOI: 10.1080/ 02796015.2003.12086206 21. Gini G., Pozzoli T. Association between bullying and psychosomatic problems: A meta-analysis // Pediatrics. 2009. Vol. 123 (3). P. 1059–1065. DOI: 10.1542/peds.2008-1215 22. Hong J. S., Espelage D. L. A review of research on bullying and peer victimization in school: An ecological system analysis // Aggression and Violent Behavior. 2012. Vol. 17 (4). P. 311–322. DOI: 10.1016/j. avb.2012.03.003 23. Juvonen J., Graham S. Bullying in schools: The power of bullies and the plight of victims // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65. P. 159–185. DOI: 10.1146/annurev-psych-010213-115030 24. Kaltiala-Heino R. Bullying, depression, and suicidal ideation in Finnish adolescents: school survey / R. Kaltiala-Heino et al. // British Medical Journal. 1999. Vol. 319 (7206). P. 348–351. DOI: 10.1136/ bmj.319.7206.348 25. Kaltiala-Heino R., Fröjd S., Marttunen M. Involvement in bullying and depression in a 2-year follow-up in middle adolescence // European Child & Adolescent Psychiatry. 2010. Vol. 19. P. 45–55. DOI: 10.1007/s00787-009-0039-2 26. Kim C.-K., Rim K.-R. Causes of school violence and solutions ([Hakgyopokryeogui balsaengwoningwa daecheobangan]) // Law Review (korlaw). 2010. Vol. 38. P. 173–198. URL: https://www.dbpia.co.kr/Journal/articleDetail?nodeId=NODE01455790 (дата обращения: 12.04.2023). (In Kor., abstract — in Eng.). 27. Kim J., Lee Y., Jennings W. G. A path from traditional bullying to cyberbullying in South Korea: examining the roles of self-control and deviant peer association in the different forms of bullying // Journal of Interpersonal Violence. 2022. Vol. 37 (9-10). P. 5937–5957. DOI: 10.1177/08862605211067022 28. Kim Y. S., Leventhal B. Bullying and suicide: a review // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2008. Vol. 20 (2). P. 133–154. DOI: 10.1515/IJAMH.2008.20.2.133 29. Klomek A. B., Sourander A., Gould M. The association of suicide and bullying in childhood to young adulthood: a review of cross-sectional and longitudinal research findings // The Canadian Journal of Psychiatry. 2010. Vol. 55 (5). P. 282–288. DOI: 10.1177/070674371005500503 30. Kumpulainen K., Räsänen E., Puura K. Psychiatric disorders and the use of mental health services among children involved in bullying // Aggressive Behavior: official journal of the International Society for Research on Aggression. 2001. Vol. 27 (2). P. 102–110. DOI: 10.1002/ab.3 31. Lee J. Management plan of the Amended School Violence Prevention Law ( [gaejeong hakgyopokryeogyebangbeobui unyeongbanghyang]) // Korean Journal of Criminology. 2020. Vol. 32 (1). P. 159–191. URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView. kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002586213 (дата обращения: 12.04.2023). (In Kor., abstract — in Eng.). 32. Lee J., Roh B. R., Yang K. E. Exploring the association between social support and patterns of bullying victimization among school-aged adolescents // Children and Youth Services Review. 2022. Vol. 136. P. 106418. DOI: 10.1016/j.childyouth.2022.106418 33. Lee J. M., Kim J., Hong J. S., Marsack-Topolewski C. N. From bully victimization to aggressive behavior: Applying the problem behavior theory, theory of stress and coping, and general strain theory to explore potential pathways // Journal of Interpersonal Violence. 2019. Vol. 36 (21-22). P. 10314–10337. DOI: 10.1177/0886260519884679 323641111 34. Limber S. P. Implementation of the Olweus bullying prevention program in American schools: lessons learned from the field // Bullying in American schools: A social-ecological perspective on prevention and intervention / D. L. Espelage, S. M. Swearer (eds.). New York: Routledge, 2004. P. 351–363. 35. Modecki K. L. Bullying prevalence across contexts: A meta-analysis measuring cyber and traditional bullying / K. L. Modecki et al. // Journal of Adolescent Health. 2014. Vol. 55 (5). P. 602–611. DOI:10.1016/j. jadohealth.2014.06.007 36. Na J.-J. Copycat suicides hit Daegu [Electronic resource] // The Korea Times. – 05.06.2012. URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/nation/2019/12/113_112444.html (дата обращения: 12.04.2023). (In Kor.). 37. Namie G., Namie R. U. S. workplace bullying: Some basic considerations and consultation interventions // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2009. Vol. 61. № 3. P. 202–219. DOI: 10.1037/ a0016670 38. Olweus D. Aggression and peer acceptance in adolescent boys: Two short-term longitudinal studies of ratings // Child Development. 1977. Vol. 48 (4). P. 1301. DOI: 10.2307/1128488 39. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Wiley-Blackwell Publishing, 1993. 160 p. 40. Reijntjes A. Peer victimization and internalizing problems in children: A meta-analysis of longitudinal studies / A. Reijntjes et al. // Child Abuse & Neglect. 2010. Vol. 34 (4). P. 244–252. DOI: 10.1016/j. chiabu.2009.07.009 41. Seo H.-J., Jung Y.-E., Kim M.-D., Bahk W.-M. Factors associated with bullying victimization among Korean adolescents // Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2017. Vol. 13. P. 2429–2435. DOI: 10.2147/ ndt.s140535 42. Shin H. Behavioral characteristics, social interplay, and the social influence of bullies and victims in the classroom ( [hakgyo pokryeok gahaejawa pihaejaui haengdong baldal, ttorae sangho jagyong mit sahoejeok yeonghyangui teukseong yeongu]) // The Korean Journal of Developmental Psychology. 2019. Vol. 50. P. 1–24. URL: https://www.kci. go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002472837 (дата обращения: 12.04.2023). (In Kor., abstract — in Eng.). 43. Smith P. K. Cyberbullying: Its nature and impact in secondary school pupils / P. K. Smith et al. // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49 (4). P. 376–385. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2007.01846.x 44. Song K. H., Lee S. Y., Park S. How individual and environmental factors influence teachers’ bullying intervention // Psychology in the Schools. 2018. Vol. 55 (9). P. 1086–1097. DOI: 10.1002/pits.22151 45. Swearer S. M., Espelage D. L., Vaillancourt T., Hymel S. What can be done about school bullying? Linking research to educational practice // Educational Researcher. 2010. Vol. 39 (1). P. 38–47. DOI: 10.3102/0013189X09357622 46. Volk A. A., Camilleri J. A., Dane A. V., Marini Z. A. Is adolescent bullying an evolutionary adaptation? // Aggressive Behavior. 2012. Vol. 38 (3). P. 222–238. DOI: 10.1002/ab.21418
|