PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Журнал » 2023 №45 : Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками
    Просмотров: 142

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

 

М. В. Переверзева,
РГСУ, Москва,
melissasea@mail.ru


В современной России значительно возрастает число подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, в отсутствии каких-либо полезных интересов, в том числе к учебной деятельности. В этой связи целью исследования стало системное изучение содержания и методики социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением. В последние годы социально-педагогическая работа ведется с учетом успешной отечественной и зарубежной практики на основе традиционных и инновационных методов, наиболее эффективные из которых рассматриваются в статье.

Методологической основой настоящей работы послужили исследования специфики, причин и факторов возникновения девиантного поведения, социально- и психолого-педагогических подходов к профилактике отклонений. В качестве методов исследования использованы системный анализ, обобщение научно-методической, социально-психологической и педагогической литературы, моделирование процесса работы с трудными детьми, психолого-педагогическое наблюдение, посещение консультаций и занятий с подростками в социальном центре.

Специалисты выделяют четыре основных направления работы с девиантными подростками: оказание медицинской помощи; лечение и уход; социальная адаптация подростков; психологическая, педагогическая и воспитательная работа. Благодаря параллельной воспитательно-педагогической работе психокоррекция и социальная реабилитация повышают свою эффективность. В последние годы система социальной работы расширяла свой потенциал в направлении альтернативных путей, инновационных методов, междисциплинарных подходов в научном и профессиональном плане. Среди педагогических технологий получили распространение развивающие, проблемные и игровые, которые объединяет принцип решения подростками проблемных задач в определенных ситуационных, ролевых, организационных условиях с целью самопознания, самоанализа и самооценки.

Таким образом, в современной психологии и педагогике наблюдается тенденция возрождения лучших традиций советского периода, включая формы и методы социальной работы. К таковым можно отнести создание и функционирование советов по профилактике системных нарушений норм поведения подростками, включая учебную дисциплину, злоупотребление табаком и алкоголем, раннюю половую жизнь, асоциальные и антисоциальные действия.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; социально-психологическая работа; педагогические методы; воспитание; профилактика.

 

Для цитаты: Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 65–76. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

Переверзева Марина Викторовна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусства и народного творчества Российского государственного социального университета, Москва.

E-mail: melissasea@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4992-2738

 

 

Литература

 

1. Бакланова Н. К., Потапов Д. А., Бакланов К. В. Девиантное поведение подростков: основы профилактики // Наука и школа. 2018. № 4. С. 82–86.

2. Бубнова И. С., Рерке В. И. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 52–62. DOI: 10.32343/2409-5052-201913-2-52-62

3. Егоров А. Ю., Гречаный С. В. Современные подходы к терапии и коррекции интернет-аддикции // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2019. Т. 119. № 6. С. 152–159. DOI: 10.17116/ jnevro2019119061152

4. Змановская Е. В. Современная российская девиантология: история, методология, социальные вызовы и актуальные тенденции // Российский девиантологический журнал. 2021. № 1 (1). С. 12–23. DOI: 10.35750/2713-0622-2021-1-12-23

5. Калетинская М. И., Онуфриева В. В. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 37. С. 11–16.

6. Муротмусаев К. Б., Турапов Х. М. Психология девиантного поведения школьников // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). 2022. Special Issue 2. С. 117–119.

7. Новикова Д. С. Девиантное поведение // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1 (85). С. 20–21.

8. Таланова К. С. Модель морального кризиса по Э. Дюркгейму // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 238–255. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ model-moralnogo-krizisa-po-e-dyurkgeymu (дата обращения: 07.04.2023).

9. Хасанова А. Р., Габдрахманова А. Р. Направления работы классного руководителя с семьей по предупреждению девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 253–257.

10. Челнокова Т. А. Развитие проблемы отклоняющегося поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10. № 3. C. 299–302. DOI: 10.17816/snv2021103318

11. Bogdanova T. M., Kobzeva E. V., Blinova V. V., Semenova V. A. The role of the family in preventing deviant adolescent behavior // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. DOI: 10.15405/ epsbs.2022.01.20

12. Gridneva S. V. Specific Features of Social Groups of Teenagers with Deviant Orientation / S. V. Gridneva et al. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5b. P. 741–752. DOI:10.12973/ ejac.2017.00207a

13. Kalinina N. V. Psychological prevention mechanisms of minors’ deviant behavior / N. V. Kalinina et al. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5. P. 663–672. DOI: 10.12973/ ejac.2017.00200a

14. Musina А. Age dynamics of deviant behavoir of teenagers / A. Musina et al. // Georgian Medical News. 2020. Vol. 303. P. 148–155. Russian. PMID: 32841197.

15. Sharma M. K. Constructing the understanding of teenagers deviant use of cyberspace / M. K. Sharma et al. // International Journal of Social Psychiatry. 2021. Vol. 67. № 8. P. 1068–1071. DOI: 10.1177/0020764020975791

16. Ward T. Prediction and agency: The role of protective factors in correctional rehabilitation and desistance // Aggression and Violent Behavior. 2017. Vol. 32. P. 19–28. DOI: 10.1016/j.avb.2016.11.012