WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период
Журнал » 2023 №45 : Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период |
![]() ![]() УДК 159.923 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04
ВЕКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
О. Б. Полякова,
Обучение в онлайн-режиме и овладение новыми компьютерными программами привели в постковидный период к изменению взглядов студенческой молодежи на профессиональную подготовку, профессионализацию, работу и карьерный рост, а также к установлению дополнительных путей коммуникации и обратной связи. В этой связи настоящая работа посвящена описанию вектора карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период. В исследовании использовался комплекс методик, направленных на выявление карьерного потенциала личности, а также на оценку профессионального мастерства. В исследовании приняли участие 380 студентов, имеющих полную рабочую занятость, и 380 частично занятых студентов. Все респонденты являлись студентами Московского психолого-социального университета, Открытого университета экономики, управления и права и Российского государственного социального университета. Средний возраст респондентов — 21,7 лет. По результатам исследования установлены весьма высокая корреляционная связь между интеграцией стилей жизни, стабильностью места жительства и работы; высокая связь между автономией (независимостью), вызовом, интеграцией стилей жизни, общим показателем якорей карьеры, предпринимательством, стабильностью места жительства и работы; заметная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, интеграцией стилей жизни, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, стабильностью места жительства и работы, шансом сделать карьеру; умеренная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, шансом сделать карьеру.
Ключевые слова: карьерные ориентации; студенческая молодежь; профессиональная подготовка; постковидный период.
Для цитаты: Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 45–55. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04
Полякова Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики факультета политических и социальных наук Российского государственного социального университета, Москва (Россия). E-mail: pob-70@mail.ru ORCID: 0000-0003-2581-5516
Бонкало Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, доцент, начальник отдела комплексной экспертизы и координации научно-исследовательских проектов и разработок Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва (Россия). E-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0887-4995
Литература
1. Бонкало Т. И., Полякова О. Б. Проблемы профессиональной подготовки будущих работников в условиях онлайн-обучения: опыт пандемии COVID-19. М.: НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 2022. 152 с. 2. Букова Я. С., Чикер В. А. Карьерные ориентации студентов российских ВУЗов // Мир педагогики и психологии. 2022. № 12 (77). С. 49–60. 3. Веретенникова В. Б. Карьерные ориентации студентов — будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 1. С. 36–47. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11003 4. Верещагин К. Н. Особенности карьерных ориентаций студентов // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик: материалы V Международной студенческой научно-практической очной конференции (21 апреля 2022 г.). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. С. 49–55. 5. Дейнега Н. В. Взаимосвязь факторов стресса и карьерных ориентаций студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 116–128. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128 6. Елисеева А. П., Головина С. Г., Анжиганова О. Р. Сравнительный анализ карьерных ориентаций студентов, обучающихся на разных уровнях подготовки // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211). С. 535–537. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p535-538 7. Задорожникова Е. Б., Панкратова Е. В. Образовательное пространство вуза как фактор формирования карьерных ориентаций студентов (на примере ИВГУ) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2022. № 3 (71). С. 18–26. DOI: 10.6060/snt.20227103.0002 8. Котова О. В. Развитие личностного потенциала студентов с учетом особенностей мотивационной сферы // Психология личностного и профессионального развития человека: материалы Седьмой конференции психологов образования Сибири (Иркутск, 20–21 июня 2022 г.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2022. С. 342–345. 1 CD-ROM. 9. Лесин А. М. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 2. С. 170–178. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-2-170-178 10. Маленова А. Ю., Маленов А. А., Трушичкина Ю. А. Уровень субъективного благополучия и карьерные ориентации неработающих и работающих студентов // Ананьевские чтения – 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям: материалы Международной научной конференции (18–21 октября 2022 г.). СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 69–70. 11. Малютина А. К. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2022. № 3. С. 96–113. 12. Мережников А. П. Особенности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 341–344. 13. Морозова А. С., Найденова Е. В. Исследование изменений карьерных ориентаций у студентов психологического направления // Северо-Кавказский психологический вестник. 2022. Т. 20. № 2. С. 15–27. DOI: 10.21702/ncpb.2022.2.2.2 14. Никитенко Е. В. Карьерные ориентации в структуре профессиональной подготовки студентов // Novaum. 2022. № 37. С. 205–208. URL: http://novaum.ru/public/p2431 (дата обращения: 22.03.2023). 15. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19 // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65. № 5. С. 432–439. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439 16. Прохоров П. В. Карьерные ориентации и мотивация к труду студентов института физической культуры // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022. Т. 2. № 4. С. 32–37. DOI: 10.15826/spp.2022.4.53 17. Рахманов Р. П. Взаимосвязь карьерных и ценностных ориентаций у студентов различных направлений подготовки // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы VII Международной научнопрактической конференции памяти М. Ю. Кондратьева (12–13 мая 2022 г.). М.: МГППУ, 2022. С. 368–371. 18. Тихоньких В. Е. Взаимосвязь карьерных ориентаций с направленностью личности у студентов // Инновационные научные исследования в современном мире: материалы VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ (15 февраля 2022 г.). Уфа: Вестник науки, 2022. С. 35–43. 19. Ященко Е. Ф., Кожевникова А. А. Жизненные ценности, карьерные ориентации и субъективное благополучие студентов транспортного вуза // IV Бетанкуровский международный инженерный форум (30 ноября – 02 декабря 2022 г.). СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2022. С. 416–418. 1 CD-ROM. 20. Polyakova O. B., Petrova E. A., Mironova O. I. Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout) // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences. 2018. № 12. P. 958–965. DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.117 21. Sokolovskaya I. E. Educational and professional motivation of students with various religious / I. E. Sokolovskaya et al. // European Journal of Science and Theology. 2020. № 16 (4). P. 169–180.
|