Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик

Журнал » 2023 №45 : Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик
    Просмотров: 276

УДК 159.9.072.43

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНОЙ РЕАКЦИИ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

 

А. В. Козлов,
РОСБИОТЕХ, Москва,
19880588@bk.ru,
М. А. Козлова,
РОСБИОТЕХ, Москва,
7012946@bk.ru

 

 В статье рассматриваются результаты внедрения инновационного подхода на основе использования мышечного тестирования в качестве дополнения к традиционным диагностическим методикам. Описаны методические рекомендации для дальнейшего применения мышечного теста в практической работе педагогов-психологов и психологов-диагностов.

В исследовании приняли участие 536 студентов, прошедших диагностику по методике самооценки психических состояний (Г. Айзенка) и опроснику суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой. Из них было отобрано 84 респондента в возрасте от 16 до 20 лет, у которых было выявлено превышение показателей по шкалам негативных психических состояний и обнаружена психоэмоциональная нестабильность. Эти респонденты были поделены на две равные по численности группы. Студенты, вошедшие в экспериментальную группу, дополнительно прошли мышечное тестирование, которое позволило выявить наиболее проблемные в психологическом плане вопросы, что послужило поводом для более тщательной и глубокой проработки данных вопросов на консультационных встречах.

Результаты исследования показали, что после прохождения консультирования в экспериментальной группе, где стандартная диагностика дополнялась мышечным тестированием, была выявлена выраженная положительная динамика показателей психического состояния респондентов, а также снижение суицидального риска, тогда как в контрольной группе положительная динамика этих же показателей была менее выражена. Это дает основание говорить о повышении надежности применяемых психодиагностических методик посредством их дополнения мышечным тестированием. Таким образом, стандартная диагностика, дополненная мышечным тестированием, благотворно влияет на качество психодиагностики с целью оказания квалифицированной психологической помощи и способствует большей результативности психологического консультирования. Очевидно, необходимо продолжать изучение мышечного тестирования как диагностического инструмента для практического внедрения в деятельность специалистов.

 

Ключевые слова: надежность психодиагностики; позная реакция; мышечный тест; студенты; тревожность; психологическое консультирование; психическое состояние; суицидальный риск.

 

Для цитаты: Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 56–64. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05

 

Козлов Алексей Владимирович, преподаватель Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва.

E-mail:19880588@bk.ru

ORCID: 0000-0001-6347-7007

 

Козлова Мария Александровна, кандидат педагогических наук, педагог-психолог Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва.

E-mail: 7012946@bk.ru

ORCID: 0000-0003-4138-0903

 

 

Литература

 

1. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.

2. Батурин Н. А. Современная психодиагностика России // Психология. Психофизиология. 2008. № 32 (132). С. 4–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-psihodiagnostika-rossii (дата обращения: 17.01.2023).

3. Батурин Н. А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Психология. Психофизиология. 2010. № 40 (216). С. 4–12. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennaya-psihodiagnostika-rossii-preodolenie-krizisa-i-reshenie-novyh-problem (дата обращения: 17.01.2023).

4. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2013. 687 c.

5. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях. Методические рекомендации для педагогов и кураторов методические рекомендации / А. Н. Корнетов и др. Томск: Рекламная группа Графика, 2013. 56 c.

6. Романенко А. А., Саенко Д. М., Разуваева Т. Н. Тревожность как фактор возникновения суицидального риска у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2018. № 2 (11). С. 59–64.

7. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд., доп. М.: Кнорус, 2011. 336 с.

8. Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01

9. Юдина Е. В. Дифференциация подходов к диагностике в психологическом консультировании // Педагогика и психология образования. 2009. № 4. С. 35–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ differentsiatsiya-podhodov-k-diagnostike-v-psihologicheskom-konsultirovanii (дата обращения: 17.01.2023).

10. Caruso W., Leisman G. A Force/displacement analysis of muscle testing // Perceptual and Motor Skills. 2000. Vol. 91 (2). P. 683–692. DOI: 10.2466/PMS.91.6.683-692

11. Caruso W., Leisman G. The clinical utility of force/displacement analysis of muscle testing in applied kinesiology // International Journal of Neuroscience. 2001. Vol. 106 (3–4). P. 147–157. DOI: 10.3109/00207450109149745

12. Hillermann B., Gomes A. N., Korporaal C., Jackson D. A pilot study comparing the effects of spinal manipulative therapy with those of extra-spinal manipulative therapy on quadriceps muscle strength // Journal of Manipulative and Physiological Therapeutics. 2006. Vol. 29 (2). P. 145–149. DOI: 10.1016/ j.jmpt.2005.12.003

13. Monti D. A. Muscle test comparisons of congruent and incongruent self-referential statements / D. A. Monti et al. // Perceptual and Motor Skills. 1999. Vol. 88 (3). P. 1019–1028. DOI: 10.2466/ pms.1999.88.3.1019

14. Schmitt W. H., Cuthbert S. C. Common errors and clinical guidelines for manual muscle testing: “the arm test” and other inaccurate procedures // Chiropractic & Osteopathy. 2008. Vol. 16 (1). P. 16. DOI: 10.1186/1746-1340-16-16