WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик
Журнал » 2023 №45 : Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик |
![]() ![]() УДК 159.9.072.43 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНОЙ РЕАКЦИИ
А. В. Козлов,
В статье рассматриваются результаты внедрения инновационного подхода на основе использования мышечного тестирования в качестве дополнения к традиционным диагностическим методикам. Описаны методические рекомендации для дальнейшего применения мышечного теста в практической работе педагогов-психологов и психологов-диагностов. В исследовании приняли участие 536 студентов, прошедших диагностику по методике самооценки психических состояний (Г. Айзенка) и опроснику суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой. Из них было отобрано 84 респондента в возрасте от 16 до 20 лет, у которых было выявлено превышение показателей по шкалам негативных психических состояний и обнаружена психоэмоциональная нестабильность. Эти респонденты были поделены на две равные по численности группы. Студенты, вошедшие в экспериментальную группу, дополнительно прошли мышечное тестирование, которое позволило выявить наиболее проблемные в психологическом плане вопросы, что послужило поводом для более тщательной и глубокой проработки данных вопросов на консультационных встречах. Результаты исследования показали, что после прохождения консультирования в экспериментальной группе, где стандартная диагностика дополнялась мышечным тестированием, была выявлена выраженная положительная динамика показателей психического состояния респондентов, а также снижение суицидального риска, тогда как в контрольной группе положительная динамика этих же показателей была менее выражена. Это дает основание говорить о повышении надежности применяемых психодиагностических методик посредством их дополнения мышечным тестированием. Таким образом, стандартная диагностика, дополненная мышечным тестированием, благотворно влияет на качество психодиагностики с целью оказания квалифицированной психологической помощи и способствует большей результативности психологического консультирования. Очевидно, необходимо продолжать изучение мышечного тестирования как диагностического инструмента для практического внедрения в деятельность специалистов.
Ключевые слова: надежность психодиагностики; позная реакция; мышечный тест; студенты; тревожность; психологическое консультирование; психическое состояние; суицидальный риск.
Для цитаты: Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 56–64. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05
Козлов Алексей Владимирович, преподаватель Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва. E-mail:19880588@bk.ru ORCID: 0000-0001-6347-7007
Козлова Мария Александровна, кандидат педагогических наук, педагог-психолог Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва. E-mail: 7012946@bk.ru ORCID: 0000-0003-4138-0903
Литература
1. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с. 2. Батурин Н. А. Современная психодиагностика России // Психология. Психофизиология. 2008. № 32 (132). С. 4–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-psihodiagnostika-rossii (дата обращения: 17.01.2023). 3. Батурин Н. А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Психология. Психофизиология. 2010. № 40 (216). С. 4–12. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennaya-psihodiagnostika-rossii-preodolenie-krizisa-i-reshenie-novyh-problem (дата обращения: 17.01.2023). 4. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2013. 687 c. 5. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях. Методические рекомендации для педагогов и кураторов методические рекомендации / А. Н. Корнетов и др. Томск: Рекламная группа Графика, 2013. 56 c. 6. Романенко А. А., Саенко Д. М., Разуваева Т. Н. Тревожность как фактор возникновения суицидального риска у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2018. № 2 (11). С. 59–64. 7. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд., доп. М.: Кнорус, 2011. 336 с. 8. Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01 9. Юдина Е. В. Дифференциация подходов к диагностике в психологическом консультировании // Педагогика и психология образования. 2009. № 4. С. 35–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ differentsiatsiya-podhodov-k-diagnostike-v-psihologicheskom-konsultirovanii (дата обращения: 17.01.2023). 10. Caruso W., Leisman G. A Force/displacement analysis of muscle testing // Perceptual and Motor Skills. 2000. Vol. 91 (2). P. 683–692. DOI: 10.2466/PMS.91.6.683-692 11. Caruso W., Leisman G. The clinical utility of force/displacement analysis of muscle testing in applied kinesiology // International Journal of Neuroscience. 2001. Vol. 106 (3–4). P. 147–157. DOI: 10.3109/00207450109149745 12. Hillermann B., Gomes A. N., Korporaal C., Jackson D. A pilot study comparing the effects of spinal manipulative therapy with those of extra-spinal manipulative therapy on quadriceps muscle strength // Journal of Manipulative and Physiological Therapeutics. 2006. Vol. 29 (2). P. 145–149. DOI: 10.1016/ j.jmpt.2005.12.003 13. Monti D. A. Muscle test comparisons of congruent and incongruent self-referential statements / D. A. Monti et al. // Perceptual and Motor Skills. 1999. Vol. 88 (3). P. 1019–1028. DOI: 10.2466/ pms.1999.88.3.1019 14. Schmitt W. H., Cuthbert S. C. Common errors and clinical guidelines for manual muscle testing: “the arm test” and other inaccurate procedures // Chiropractic & Osteopathy. 2008. Vol. 16 (1). P. 16. DOI: 10.1186/1746-1340-16-16
|