WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей
Журнал » 2023 №45 : Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей |
![]() ![]() УДК 159.955 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03
ИНТЕГРАЦИЯ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ
И. А. Кибальченко,
Статья посвящена системному анализу взаимосвязей, возникающих между базовыми убеждениями и разными типами познавательной позиции студентов. В ходе исследования использовались методики, направленные на изучение базовых убеждений и характеристик познавательной позиции индивида. Всего в исследовании приняли участие 180 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, студенты Южного федерального университета, Таганрогского института имени А. П. Чехова, Ростовского государственного экономического университета. Результаты системного теоретического анализа предпосылок многомерности и специфичности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции студентов как особого типа познавательного отношения к миру определили постановку цели исследования. В процессе работы использовались количественные и качественные методы: кластерный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ — для получения сравнительно однородных групп, поиска статистических различий между ними и выявления взаимосвязей результатов в группах. Внутренняя однородность четырех групп студентов, определенных в процессе кластеризации, подтверждена значимыми различиями. Разная мера их выраженности в группах обусловила факты инверсии: высокие показатели одних характеристик (например, обоснованности, децентрации) при низких показателях других (объективированности, категориальности). Обнаружена специфика взаимосвязей в группах. Структура взаимосвязей в группе 1 характеризуется сочетанием показателей неопределенной познавательной позиции с верой в контролируемость событий. Эта структура дополняется амбивалентностью между познавательным потенциалом и ресурсом его реализации. В группе 2 специфика взаимосвязей состоит в интеграции ряда по-разному выраженных характеристик метакогнитивного опыта, обусловливающих, с одной стороны, ценность собственного Я, а с другой — неверие студентов в возможность самоконтроля над событиями. В группе 3 специфика структуры взаимосвязей заключается в выраженной амбивалентности характера связей, обусловленного недостатками сформированности характеристик открытой познавательной позиции и базовых убеждений, отражающих неустойчивость и ограниченность их возможностей. В группе 4 специфика взаимосвязей характеризует относительную гармоничность когнитивно-личностного ресурса. Выявленные различия стали основанием для вывода о неоднородности и нелинейности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции как вероятного предиктора специфики интеллектуально-личностного ресурса студентов.
Ключевые слова: базовые убеждения; концептуальные способности; познавательная позиция; студенты; системный анализ; нелинейность взаимосвязей.
Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 31–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03
Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог. E-mail: kibalirina@sfedu.ru ORCID: 0000-0001-7730-7172
Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог. E-mail: exakusto@sfedu.ru ORCID: 0000-0002-6862-2063
Литература
1. Беляева Т. Б., Кёппель М. В. Взаимосвязь психологического благополучия с базисными убеждениями старшеклассников // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10–11 октября 2018 г., Санкт-Петербург): в 2 ч. Ч. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 158–166. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=42937940 (дата обращения: 14.02.2023). 2. Кибальченко И. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей: монография. Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019. 226 с. 3. Лифшиц М. В. Взаимосвязь базовых убеждений, насыщенности жизни стрессом и психологического благополучия // Человеческий капитал. 2019. № 10 (130). С. 126–132. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=41137921 (дата обращения: 14.02.2023). 4. Проворова А. Н., Коржова Е. Ю. Связь метакогнитивных убеждений и стратегий с выраженностью депрессивной симптоматики в популяционной выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 2 (116). С. 146–162. 5. Рябинкина А. Н. Связь психологического благополучия личности студентов с базовыми убеждениями о мире // Образование и общество. 2020. № 6 (125). С. 84–92. 6. Секацкая Е. О. Базисные убеждения личности, представления о себе и их взаимосвязь со стратегиями совладания // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 23–30. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-23-30 7. Филенко И. А., Богомаз С. А. Базисные убеждения и социально-психологические компоненты здоровья молодежи: гендерные эффекты // Мир человека в фокусе психологических метапрактик: материалы VIII Сибирского психологического форума (Международной научной конференции). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2022. С. 127–128. 8. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 4. С. 47–53. 9. Халикова Л. Р., Шаяхметова Э. Ш., Хакимов Э. Р. Роль базовых убеждений в формировании тревожности и депрессии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 316–319. 10. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019. 334 с. 11. Холодная М. А., Сиповская Я. И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Институт психологии РАН, 2023. 172 с. DOI: 10.38098/mng_23_0458 12. Чегодаева К. К., Кибальченко И. А. Базовые убеждения и понятийное мышление студентов как предикторы развития личности безопасного типа // Фундаментальные и прикладные аспекты компьютерных технологий и информационной безопасности: сб. статей V Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (Таганрог, 1–7 апреля 2019 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2019. C. 545–547. 13. Bosniuk V., Svitlychna N., Skliarov S. Intellectual resource as a basis of rescue worker’s coping behavior // Science and Education. 2018. Vol. 27. Issue 5–6. P. 61–73. DOI: 10.24195/2414-4665-2018-5-10 14. Janoff-Bulman R., Timko C. Working with victims: Changes in the researcher’s assumptive world // Advances in environmental psychology (vol. 5) / edited by Andrew Baum, Jerome E. Singer. London: Routledge, 2020. P. 75–97. DOI: 10.4324/9781003052944-3 15. Kibal’chenko A. I., Eksakusto T. V. Cognitive and style predictors of the students’ psychological well-being // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8 (1). P. 1–13. DOI: 10.5937/IJCRSEE2001001K 16. McCaslin M. L., Kilrea K. A. An introduction to transformative inquiry: Understanding compelling and significant relationships for personal and societal transformation // The Qualitative Report. 2019. Vol. 24. № 5. P. 980–1000. DOI: 10.46743/2160-3715/2019.2689 17. Meyerson J., Gelkopf M., Eli I., Uziel N. Stress coping strategies burnout secondary traumatic stress and compassion satisfaction amongst Israeli dentists: a cross-sectional study // International Dental Journal. 2022. Vol. 72 (4). P. 476–483. DOI: 10.1016/j.identj.2021.09.006 18. Ratu A., Made Rai N. G., Savitri E. D. Excellent academic achievement: do intellectual humility and emotional intelligence matter? // Journal Cakrawala Pendidikan. 2021. Vol. 40 (2). P. 265–278. DOI: 10.21831/cp.v40i2.35588 19. Shi L. Brain networks of happiness: Dynamic functional connectivity among the default, cognitive and salience networks relates to subjective well-being / L. Shi et al. // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2018. Vol. 13 (8). P. 851–862. DOI: 10.1093/scan/nsy059 20. Sipovskaya Ya. I. Network modeling of the structure of conceptual experience in the context of intellectual competence in older adolescence // Advances in Intelligent Systems and Computing. Intelligent Systems and Applications: Proceedings of the 2019 Intelligent Systems Conference (IntelliSys). 2019. Vol. 1. P. 1252–1262. DOI: 10.1007/978-3-030-29516-5_92 21. Trzebiński J., Cabański M., Czarnecka J. Z. Reaction to the COVID-19 pandemic: The influence of meaning in life, life satisfaction, and assumptions on world orderliness and positivity // Journal of Loss and Trauma. 2020. Vol. 25 (6–7). P. 544–557. 22. Ward T., Plagnol A. Traumatic Experiences: When the home collapses // Cognitive psychodynamics as an integrative framework in counselling psychology and psychotherapy. Palgrave Macmillan, Cham. 2019. P. 131–159. DOI: 10.1007/978-3-030-25823-8_7
|