Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей

Журнал » 2023 №45 : Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей
    Просмотров: 315

УДК 159.955

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03

 

ИНТЕГРАЦИЯ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ:
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

 

И. А. Кибальченко,
ЮФУ, Таганрог,
kibalirina@sfedu.ru,
Т. В. Эксакусто,
ЮФУ, Таганрог,
exakusto@sfedu.ru

 

Статья посвящена системному анализу взаимосвязей, возникающих между базовыми убеждениями и разными типами познавательной позиции студентов. В ходе исследования использовались методики, направленные на изучение базовых убеждений и характеристик познавательной позиции индивида. Всего в исследовании приняли участие 180 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, студенты Южного федерального университета, Таганрогского института имени А. П. Чехова, Ростовского государственного экономического университета.

Результаты системного теоретического анализа предпосылок многомерности и специфичности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции студентов как особого типа познавательного отношения к миру определили постановку цели исследования. В процессе работы использовались количественные и качественные методы: кластерный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ — для получения сравнительно однородных групп, поиска статистических различий между ними и выявления взаимосвязей результатов в группах. Внутренняя однородность четырех групп студентов, определенных в процессе кластеризации, подтверждена значимыми различиями. Разная мера их выраженности в группах обусловила факты инверсии: высокие показатели одних характеристик (например, обоснованности, децентрации) при низких показателях других (объективированности, категориальности).

Обнаружена специфика взаимосвязей в группах. Структура взаимосвязей в группе 1 характеризуется сочетанием показателей неопределенной познавательной позиции с верой в контролируемость событий. Эта структура дополняется амбивалентностью между познавательным потенциалом и ресурсом его реализации. В группе 2 специфика взаимосвязей состоит в интеграции ряда по-разному выраженных характеристик метакогнитивного опыта, обусловливающих, с одной стороны, ценность собственного Я, а с другой — неверие студентов в возможность самоконтроля над событиями. В группе 3 специфика структуры взаимосвязей заключается в выраженной амбивалентности характера связей, обусловленного недостатками сформированности характеристик открытой познавательной позиции и базовых убеждений, отражающих неустойчивость и ограниченность их возможностей. В группе 4 специфика взаимосвязей характеризует относительную гармоничность когнитивно-личностного ресурса. Выявленные различия стали основанием для вывода о неоднородности и нелинейности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции как вероятного предиктора специфики интеллектуально-личностного ресурса студентов.

 

Ключевые слова: базовые убеждения; концептуальные способности; познавательная позиция; студенты; системный анализ; нелинейность взаимосвязей.

 

Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 31–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03

 

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: kibalirina@sfedu.ru

ORCID: 0000-0001-7730-7172

 

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: exakusto@sfedu.ru

ORCID: 0000-0002-6862-2063

 

 

Литература

 

1. Беляева Т. Б., Кёппель М. В. Взаимосвязь психологического благополучия с базисными убеждениями старшеклассников // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10–11 октября 2018 г., Санкт-Петербург): в 2 ч. Ч. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 158–166. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=42937940 (дата обращения: 14.02.2023).

2. Кибальченко И. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей: монография. Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019. 226 с.

3. Лифшиц М. В. Взаимосвязь базовых убеждений, насыщенности жизни стрессом и психологического благополучия // Человеческий капитал. 2019. № 10 (130). С. 126–132. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=41137921 (дата обращения: 14.02.2023).

4. Проворова А. Н., Коржова Е. Ю. Связь метакогнитивных убеждений и стратегий с выраженностью депрессивной симптоматики в популяционной выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 2 (116). С. 146–162.

5. Рябинкина А. Н. Связь психологического благополучия личности студентов с базовыми убеждениями о мире // Образование и общество. 2020. № 6 (125). С. 84–92.

6. Секацкая Е. О. Базисные убеждения личности, представления о себе и их взаимосвязь со стратегиями совладания // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 23–30. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-23-30

7. Филенко И. А., Богомаз С. А. Базисные убеждения и социально-психологические компоненты здоровья молодежи: гендерные эффекты // Мир человека в фокусе психологических метапрактик: материалы VIII Сибирского психологического форума (Международной научной конференции). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2022. С. 127–128.

8. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 4. С. 47–53.

9. Халикова Л. Р., Шаяхметова Э. Ш., Хакимов Э. Р. Роль базовых убеждений в формировании тревожности и депрессии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 316–319.

10. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019. 334 с.

11. Холодная М. А., Сиповская Я. И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Институт психологии РАН, 2023. 172 с. DOI: 10.38098/mng_23_0458

12. Чегодаева К. К., Кибальченко И. А. Базовые убеждения и понятийное мышление студентов как предикторы развития личности безопасного типа // Фундаментальные и прикладные аспекты компьютерных технологий и информационной безопасности: сб. статей V Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (Таганрог, 1–7 апреля 2019 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2019. C. 545–547.

13. Bosniuk V., Svitlychna N., Skliarov S. Intellectual resource as a basis of rescue worker’s coping behavior // Science and Education. 2018. Vol. 27. Issue 5–6. P. 61–73. DOI: 10.24195/2414-4665-2018-5-10

14. Janoff-Bulman R., Timko C. Working with victims: Changes in the researcher’s assumptive world // Advances in environmental psychology (vol. 5) / edited by Andrew Baum, Jerome E. Singer. London: Routledge, 2020. P. 75–97. DOI: 10.4324/9781003052944-3

15. Kibal’chenko A. I., Eksakusto T. V. Cognitive and style predictors of the students’ psychological well-being // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8 (1). P. 1–13. DOI: 10.5937/IJCRSEE2001001K

16. McCaslin M. L., Kilrea K. A. An introduction to transformative inquiry: Understanding compelling and significant relationships for personal and societal transformation // The Qualitative Report. 2019. Vol. 24. № 5. P. 980–1000. DOI: 10.46743/2160-3715/2019.2689

17. Meyerson J., Gelkopf M., Eli I., Uziel N. Stress coping strategies burnout secondary traumatic stress and compassion satisfaction amongst Israeli dentists: a cross-sectional study // International Dental Journal. 2022. Vol. 72 (4). P. 476–483. DOI: 10.1016/j.identj.2021.09.006

18. Ratu A., Made Rai N. G., Savitri E. D. Excellent academic achievement: do intellectual humility and emotional intelligence matter? // Journal Cakrawala Pendidikan. 2021. Vol. 40 (2). P. 265–278. DOI: 10.21831/cp.v40i2.35588

19. Shi L. Brain networks of happiness: Dynamic functional connectivity among the default, cognitive and salience networks relates to subjective well-being / L. Shi et al. // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2018. Vol. 13 (8). P. 851–862. DOI: 10.1093/scan/nsy059

20. Sipovskaya Ya. I. Network modeling of the structure of conceptual experience in the context of intellectual competence in older adolescence // Advances in Intelligent Systems and Computing. Intelligent Systems and Applications: Proceedings of the 2019 Intelligent Systems Conference (IntelliSys). 2019. Vol. 1. P. 1252–1262. DOI: 10.1007/978-3-030-29516-5_92

21. Trzebiński J., Cabański M., Czarnecka J. Z. Reaction to the COVID-19 pandemic: The influence of meaning in life, life satisfaction, and assumptions on world orderliness and positivity // Journal of Loss and Trauma. 2020. Vol. 25 (6–7). P. 544–557.

22. Ward T., Plagnol A. Traumatic Experiences: When the home collapses // Cognitive psychodynamics as an integrative framework in counselling psychology and psychotherapy. Palgrave Macmillan, Cham. 2019. P. 131–159. DOI: 10.1007/978-3-030-25823-8_7