WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций
Журнал » 2022 №44 : Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.05
СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е. П. Васечко, НВИ войск национальной гвардии РФ, Новосибирск, Vasechko.1977@bk.ru, Т. А. Кононова, НВИ войск национальной гвардии РФ, Новосибирск, Teka712@mail.ru
Статья посвящена проблеме системной организации психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих. В статье анализируется специфика процесса системного формирования стрессоустойчивости у курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ с применением специализированных программ, учитывая психолого-педагогические особенности процесса обучения в военном вузе. Проводится оценка уровня стрессоустойчивости курсантов как одного из важнейших профессиональных качеств. Особое внимание при формировании стрессоустойчивости уделяется психологической подготовке будущих офицеров. В этой связи цель представленного исследования состояла в оценке эффективности программы формирования стрессоустойчивости курсантов. Психологическая подготовка к военно-профессиональной деятельности — это система мероприятий, направленных на поддержание профессионального долголетия личного состава благодаря оценке качеств, определяющих профессиональную пригодность и работоспособность военнослужащего, а также коррекцию психологических состояний, снижающих результативность и надежность служебно-боевой деятельности. В настоящем исследовании представлены результаты оценки эффективности программы формирования стрессоустойчивости курсантов, реализованной на базе Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ. Системный анализ показывает, что успешность освоения военно-профессиональной деятельности во многом зависит от стрессоустойчивости. Настоящая работа является логическим продолжением исследования проблемы системной оценки стрессоустойчивости курсантов военных институтов. Результаты апробации программы формирования стрессоустойчивости позволяют сделать вывод о высокой эффективности использованных методов формирования навыков противодействия негативному влиянию стресс-факторов в боевых условиях. Таким образом, разработанная программа формирования стрессоустойчивости курсантов может быть использована в рамках образовательного процесса военного вуза с целью наиболее качественного осуществления системной профессиональной подготовки военных специалистов.
Ключевые слова: системные особенности; стрессоустойчивость; личность военнослужащего; психологическая подготовка; военно-профессиональная пригодность; курсанты военных вузов.
Для цитаты: Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 59–67. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.44.4.05
Васечко Евгений Петрович, подполковник, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: vasechko.1977@bk.ru ORCID: 0000-0002-2132-6873
Кононова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: teka712@mail.ru ORCID: 0000-0001-9250-7359
Литература
1. Авдиенко Г. Ю., Гайворонский Г. О. Стрессоустойчивость военнослужащих войск национальной гвардии и программа по ее повышению // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 4 (5). С. 45–47. 2. Аксёнов К. В. Понятие «Военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 4. С. 169–174. 3. Алиев У. С. Военная психология как составная часть военной науки в образовании // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. статей по материалам XIX Междунар. науч.-практ. конф. № 1 (19). М.: Интернаука, 2019. С. 110–117. 4. Ванесян А. С., Мокеев Г. И. Формирование и повышение стрессоустойчивости — основа боеспособности военнослужащих Российской Федерации // Инновационная наука. 2020. № 9. С. 82–86. 5. Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 68–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.6 6. Дербин П. А., Петровская М. В. Развитие стрессоустойчивости военнослужащих как направление психологической работы в подразделении // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2012. № 1 (3). С. 215–217. 7. Кольга В. В., Тимохович А. С. Организационно-педагогическая структура формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков в аэрокосмическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С. 282–289. 8. Лямзин Е. Н., Саванин И. А. Фактор стрессоустойчивости как совокупность психологической и физической подготовки военнослужащих // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 211–214. 9. Психология экстремальных ситуаций: учеб. пособие / сост. И. А. Семенова. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2012. 138 с. 10. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 11. Сеттаров И. А. Боевая психическая травма и постравматическое стрессовое расстройство: причины, последствия, профилактика / И. А. Сеттаров [и др.] // SciencesofEurope. 2018. № 26-1 (26). С. 58–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boevaya-psihicheskaya-travma-i-posstravmaticheskoestressovoe-rasstroystvo-prichiny-posledstviya-profilaktika (дата обращения: 29.11.2022). 12. Хадарцев А. А., Стариков Н. Е., Грачев Р. В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2020. Т. 27. № 2. С. 74–82. 13. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с. 14. Mohammad A. A. A. Resilience, burnout, and role stress among military personnel // Middle East Current Psychiatry. 2012. Vol. 19. Issue. 2. P. 123–129. DOI: 10.1097/01.xme.0000407820.80263.73 15. Seol J. The role of psychological hardiness and social support between stress and mental health among military personnel: a mediated moderation analysis // Korean Journal of Health Psychology. 2018. Vol. 23. Issue 1. Р. 57–79. DOI: 10.17315/kjhp.2018.23.1.004
|