Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом

Журнал » 2022 №44 : Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом
    Просмотров: 384

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Н. В. Садов,

МГПУ, Москва,

SadovNV@mgpu.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена рассмотрению актуальных подходов к проблеме организации дистанционного обучения. Современные образовательные и социально-экономические реалии устанавливают особые требования к форме обучения. Важным в дистанционном обучении является интеграция современных информационных технологий, обеспечивающих продуктивность учебного процесса и интерактивность образовательных средств. Специфика удаленного обучения требует системного подхода для анализа взаимодействия между учеником и учителем. В разных странах процесс организации удаленного обучения происходит по-своему.

Для более детального рассмотрения проблемы используется системный анализ особенностей дистанционного обучения в России и за рубежом. Его результаты свидетельствуют о том, что система организации дистанционного образования во многом зависит от политических, социокультурных, экономических характеристик, в которых проявляются те или иные самобытные черты, присущие каждой из стран. Одновременно с этим отмечается многовариантность используемых электронных ресурсов, применяемых в дистанционном образовании в той или иной стране.

 

Ключевые слова: системный анализ; дистанционное обучение; педагогика; эмоциональное выгорание; психологические трудности.

 

Для цитаты: Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 95–103. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

Садов Никита Валерьевич, аспирант кафедры общей психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: SadovNV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0003-0168-0637

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418

 

 

 

Литература

 

1. Аймалетдинов Р. Т. Особенности обучения студентов с использованием гибридных аудиторий / Р. Т. Аймалетдинов и др. // Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». 2022. № 3 (61). C. 58–73. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.61.3.06

2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2020. 194 с.

4. Демкин В. П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 106 с.

5. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 167 с.

6. Каримова Р. М. Дистанционное обучение и его технологии // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 2 (4). С. 8–11.

7. Кузнецов А. Б., Худяков В. Н. Требования и принципы построения содержания электронного учебника // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2 (32). С. 70–77.

8. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и в странах СНГ // Право и образование. 2000. № 1 (2). С. 13–19. URL: https://malitikov.ru/zhurnal-pravo-i-obrazovanie-vypusk-%E2%84%96-1-2-2000-g-statya-aktualnye-problemy-razvitiya-distanczionnogo-obrazovaniya-v-rossijskoj-federaczii-i-stranahsng/?ysclid=laas1hco87125487118

9. Наговицын Р. С. Формирование физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза (на основе мобильного обучения): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2014. 444 с.

10. Овсянников В. И., Кашицин В. П. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. 794 с.

11. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

12. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 236–240. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenieforma-tehnologiya-sredstvo (дата обращения: 06.11.2022).

13. Blaine A. M. Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses // Computers & Education. 2019. Vol. 132. P. 31–43. DOI:10.1016/j.compedu.2019.01.004

14. Choi H. J., Johnson, S. D. The Effect of Context-Based Video Instruction on Learning and Motivation in Online Courses // American Journal of Distance Education. 2005. 19 (4). P. 215–227. DOI: 10.1207/s15389286ajde1904_3

15. Ferri F., Grifoni P., Guzzo T. Online learning and emergency remote teaching: opportunities and challenges in emergency situations // Societies. 2020. Vol. 10. № 4. P. 86. DOI:10.3390/soc10040086

16. Helm C., Huber S., Loisinger T. Meta-review on findings about teaching and learning in distance education during the Corona pandemic-evidence from Germany, Austria and Switzerland // Zeitschrift fur Erzie[1]hungswissenschaft. 2021. Vol. 24. № 2. P. 237–311. DOI: 10.1007/s11618-021–01000-z

17. Kingsbury I. Online learning: How do brick and mortar schools stack up to virtual schools? // Education and Information Technologies. 2021. 26 (6). P. 6567–6588. DOI:10.1007/s10639-021-10450-1

18. Murphy E., Rodríguez M. M. Teachers’ perspectives on motivation in high school distance education // Journal of Distance Education. 2009. Vol. 23. № 3. P. 1–24. URL: https://www.researchgate.net/publication/264848458_Teachers’_Perspectives_on_Motivation_in_High_School_Distance_Education (дата обращения: 12.10.2022).

19. Nippard E., Murphy E. Social presence in the Web-based synchronous Secondary Classroom // Canadian Journal of Learning and Technology / La Revue Canadienne de L’apprentissage et de La Technologie. 2007. Vol. 33. № 1. DOI:10.21432/t27s37. URL: https://cjlt.ca/index.php/cjlt/article/view/26460/19642 (дата обращения: 12.10.2022).

20. Wotto M. The future High Education Distance Learning in Canada, the United States, and France: insights from before COVID-19 secondary Data Analysis // Journal of Educational Technology Systems. 2020. Vol. 49. № 2. P. 262–281. DOI: 10.1177/0047239520940624

21. Zormanová L. Distance education in European countries // Jan Ámos Komenský University Prague. 2016. P. 19–28 URL:https://depot.ceon.pl/bitstream/handle/123456789/13243/02_Distance%20Education%20in%20European%20Countries.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 12.10.2022).