Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом
 

Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом

Журнал » 2022 №44 : Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом
    Просмотров: 659

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Н. В. Садов,

МГПУ, Москва,

SadovNV@mgpu.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена рассмотрению актуальных подходов к проблеме организации дистанционного обучения. Современные образовательные и социально-экономические реалии устанавливают особые требования к форме обучения. Важным в дистанционном обучении является интеграция современных информационных технологий, обеспечивающих продуктивность учебного процесса и интерактивность образовательных средств. Специфика удаленного обучения требует системного подхода для анализа взаимодействия между учеником и учителем. В разных странах процесс организации удаленного обучения происходит по-своему.

Для более детального рассмотрения проблемы используется системный анализ особенностей дистанционного обучения в России и за рубежом. Его результаты свидетельствуют о том, что система организации дистанционного образования во многом зависит от политических, социокультурных, экономических характеристик, в которых проявляются те или иные самобытные черты, присущие каждой из стран. Одновременно с этим отмечается многовариантность используемых электронных ресурсов, применяемых в дистанционном образовании в той или иной стране.

 

Ключевые слова: системный анализ; дистанционное обучение; педагогика; эмоциональное выгорание; психологические трудности.

 

Для цитаты: Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 95–103. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

Садов Никита Валерьевич, аспирант кафедры общей психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: SadovNV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0003-0168-0637

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418

 

 

 

Литература

 

1. Аймалетдинов Р. Т. Особенности обучения студентов с использованием гибридных аудиторий / Р. Т. Аймалетдинов и др. // Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». 2022. № 3 (61). C. 58–73. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.61.3.06

2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2020. 194 с.

4. Демкин В. П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 106 с.

5. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 167 с.

6. Каримова Р. М. Дистанционное обучение и его технологии // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 2 (4). С. 8–11.

7. Кузнецов А. Б., Худяков В. Н. Требования и принципы построения содержания электронного учебника // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2 (32). С. 70–77.

8. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и в странах СНГ // Право и образование. 2000. № 1 (2). С. 13–19. URL: https://malitikov.ru/zhurnal-pravo-i-obrazovanie-vypusk-%E2%84%96-1-2-2000-g-statya-aktualnye-problemy-razvitiya-distanczionnogo-obrazovaniya-v-rossijskoj-federaczii-i-stranahsng/?ysclid=laas1hco87125487118

9. Наговицын Р. С. Формирование физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза (на основе мобильного обучения): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2014. 444 с.

10. Овсянников В. И., Кашицин В. П. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. 794 с.

11. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

12. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 236–240. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenieforma-tehnologiya-sredstvo (дата обращения: 06.11.2022).

13. Blaine A. M. Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses // Computers & Education. 2019. Vol. 132. P. 31–43. DOI:10.1016/j.compedu.2019.01.004

14. Choi H. J., Johnson, S. D. The Effect of Context-Based Video Instruction on Learning and Motivation in Online Courses // American Journal of Distance Education. 2005. 19 (4). P. 215–227. DOI: 10.1207/s15389286ajde1904_3

15. Ferri F., Grifoni P., Guzzo T. Online learning and emergency remote teaching: opportunities and challenges in emergency situations // Societies. 2020. Vol. 10. № 4. P. 86. DOI:10.3390/soc10040086

16. Helm C., Huber S., Loisinger T. Meta-review on findings about teaching and learning in distance education during the Corona pandemic-evidence from Germany, Austria and Switzerland // Zeitschrift fur Erzie[1]hungswissenschaft. 2021. Vol. 24. № 2. P. 237–311. DOI: 10.1007/s11618-021–01000-z

17. Kingsbury I. Online learning: How do brick and mortar schools stack up to virtual schools? // Education and Information Technologies. 2021. 26 (6). P. 6567–6588. DOI:10.1007/s10639-021-10450-1

18. Murphy E., Rodríguez M. M. Teachers’ perspectives on motivation in high school distance education // Journal of Distance Education. 2009. Vol. 23. № 3. P. 1–24. URL: https://www.researchgate.net/publication/264848458_Teachers’_Perspectives_on_Motivation_in_High_School_Distance_Education (дата обращения: 12.10.2022).

19. Nippard E., Murphy E. Social presence in the Web-based synchronous Secondary Classroom // Canadian Journal of Learning and Technology / La Revue Canadienne de L’apprentissage et de La Technologie. 2007. Vol. 33. № 1. DOI:10.21432/t27s37. URL: https://cjlt.ca/index.php/cjlt/article/view/26460/19642 (дата обращения: 12.10.2022).

20. Wotto M. The future High Education Distance Learning in Canada, the United States, and France: insights from before COVID-19 secondary Data Analysis // Journal of Educational Technology Systems. 2020. Vol. 49. № 2. P. 262–281. DOI: 10.1177/0047239520940624

21. Zormanová L. Distance education in European countries // Jan Ámos Komenský University Prague. 2016. P. 19–28 URL:https://depot.ceon.pl/bitstream/handle/123456789/13243/02_Distance%20Education%20in%20European%20Countries.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 12.10.2022).