PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья

Журнал » 2022 №44 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья
    Просмотров: 77

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЬИ РЕБЕНКА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedeva-ea@mail.ru,

Ю. Н. Данилова,

школа № 1151, Москва,

ucklya1@rambler.ru

 

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи. В статье представлен теоретический обзор общественных и научных вглядов на вопрос социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрена трансформация отношения общества к обозначенному феномену в разные исторические периоды, начиная от полного непринятия и избавления от ребенка c различными физическими и психическими недостатками в Античности и заканчивая современными тенденциями, направленными на стремление к принятию, интеграцию и социализацию ребенка c ограниченными возможностями. В статье демонстрируются критерии оценки человека, имеющего физические и психические недостатки, характерные для европейского общества в различные эпохи. Приведен системный анализ отношения общества к ребенку c ограниченными возможностями здоровья, к его семье, a также отношения самой семьи к такому ребенку.

Предпосылки зарождения научного интереса к данной категории детей начали появляться только в эпоху Возрождения; в Новейшее время ученые и педагоги отмечали влияние семьи на гармоничное развитие и социализацию детей c ограниченными возможностями здоровья; в наше время наблюдается взрыв научных исследований в этой области: во многих современных научных работах семью рассматривают как системообразующую детерминанту в социальном и культурном статусе ребенка, a также как равноправного участника процесса воспитания и обучения ребенка c ограниченными возможностями здоровья наряду cо специализированной помощью.

 

Ключевые слова: системный анализ; семья; ребенок c ограниченными возможностями здоровья; общество; государство; наука.

 

Для цитаты: Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

 

Медведева Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

Е-mail: medvedeva-ea@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4727-6501

 

Данилова Юлия Николаевна, педагог-психолог школы № 1151, Москва.

Е-mail: ucklya1@rambler.ru

ORCID: 0000-0002-9964-0256

 

 

 

Литература

 

1. Багдасарьян И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2000. 175 с.

2. Бенин В. Л., Десяткина М. В. Социальная философия. Уфа: Вост. ун-т, 1997. 85 c.

3. Дарминов А. А. Инновационные технологии профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей c ОВЗ // Инновационные технологии профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ: сб. науч. ст. регионального научно-методического круглого стола / науч. ред. В. И. Спирина; отв. ред. М. Л. Спирина. Армавир: РИО АГПУ, 2019. С. 22–26.

4. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. 400 с.

5. Дятчина О. В., Василенко С. Н. Система ранней помощи семьям, воспитывающим детей c ОВЗ // Инклюзивное образование — образование для всех: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 21 января 2019 г.). М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. С. 224–228.

6. Екжанова Е. А. Системный подход в организации сопровождения детей раннего возраста c ОВЗ и членов их семей // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. науч. ст. по мат-лам науч.-практ. конф. (г. Москва, 07–09 апреля 2016 г.). М.: Юкод, 2016. С. 67–73.

7. Замский Х. С. История олигофренопедагогики: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1980. 398 с.

8. Калинова З. Ю., Гусева Н. В. Психолого-педагогическая работа по коррекции детско-родительских отношений в семьях c детьми дошкольного возраста c ОВЗ // Психологическая безопасность образовательной среды: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Нижний Новгород, 19–20 февраля 2021 г.). Н. Новгород: НГЛУ, 2021. С. 122–127.

9. Канесева И. Г. Актуальность, проблемы и опыт работы c детьми c ОВЗ и их семьями в условиях ДОУ // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и мат-лов науч.-практ. конф. 2016. № 4. С. 2195–2198.

10. Кетриш Е. В. Эволюция отношения общества к детям с нарушениями в развитии // Научный диалог. 2015. № 7 (43). С. 8–26.

11. Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями // Молодой ученый. 2012. № 12 (47). С. 412–415.

12. Клишина Л. И., Ануфриева В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы II Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 24–25 февраля 2017 г.). Барнаул: АлтГПУ, 2017. С. 326–328.

13. Кожанова Т. М. Формирование готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. 22 с.

14. Кондакова А. А., Шляпникова И. А. Особенности родительского отношения к детям в семьях c детьми c ОВЗ // Российская наука в современном мире: сб. ст. XXII Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. М.: НИЦ «Актуальность.РФ», 2019. С. 13–15.

15. Кондакова Н. А., Фахрадова Л. Н. Отношение населения Вологодской области к статусу инвалида // Вопросы территориального развития. 2015. № 1 (21). С. 4.

16. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

17. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: (Психопатол. и психол. аспекты проблемы): автореф. дис. … канд. мед. наук, 1976. 24 с.

18. Максимова Е. И. К вопросу о психологии отношения родителей детей c ОВЗ к причинам рождения такого ребенка в семье // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: мат-лы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 30 июня 2015 г.). М.: НИИЦ «Институт стратегических исследований», 2015. С. 303–305.

19. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 208 с.

20. Малофеев Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М.: Экзамен, 2003. 256 с.

21. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.

22. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2021. № 72-1. С. 198–201.

23. Моисеева А. А. Психологические проблемы сиблингов из семей, имеющих ребенка с ОВЗ // Психологическая безопасность личности в изменяющемся социуме: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Великий Новгород: НГУ имени Ярослава Мудрого, 2018. С. 140–143.

24. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 72 с.

25. Петрулевич И. А., Снежко Г. Е. Социокультурные ресурсы семьи для создания платформы самореализации детей c ОВЗ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 65–72.

26. Попова М. Л. Служба ранней помощи как психологическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях c детьми c ОВЗ // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020. № 8. С. 396–397.

27. Пятакова Г. В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. 245 с.

28. Семаго М. М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства: дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 195 с.

29. Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей c ОВЗ // Интерактивная наука. 2019. № 8 (42). С. 14–16.

30. Смирнов С. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей c ОВЗ в условиях неполной семьи // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (8‒10 декабря 2020 г., Новосибирск). Новосибирск: Немо Пресс, С. 492–498.

31. Соловьева Ю. В. Роль семьи в профилактике девиантного поведения детей c ОВЗ // Современные технологии в мировом научном пространстве: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 25 мая 2017 г.): в 6 ч. Ч. 6. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 144–146.

32. Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями: отчет о результатах исследования / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М.: Малый бизнес, 2011. 73 с.

33. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. Т. 1. История специальной педагогики. М.: Академия, 2007. 352 с.

34. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 318 с.

35. Ткачева В. В., Бразгун Т. Н. Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 28–39.

36. Трошина Е. Е. Социализация воспитанников c ОВЗ через взаимодействие c детьми из приемных семей и школ города // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: мат-лы IV Региональной науч.-практ. (очно-заочной) конф. (Волгоград – Котово, 17 февраля 2017 г.). Волгоград: ВГТУ, 2017. С. 313–314.

37. Федосеева О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). С. 344–346.

38. Финогенова М. Е. К проблеме интеграции детей c ограниченными возможностями здоровья // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2-3. С. 163–167.

39. Olsson M. B., Hwang P. C. Influence of macrostructure of society on the life situation of families with a child with intellectual disability: Sweden as an example // Journal of Intellectual Disability Research. 2003. Vol. 47. № 4/5. P. 328–341. DOI: 10.1046/j.1365-2788.2003.00494.x