Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья
Журнал » 2022 №44 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья |
Просмотров: 469 УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07
СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е. А. Медведева, МГПУ, Москва, medvedeva-ea@mail.ru, Ю. Н. Данилова, школа № 1151, Москва, ucklya1@rambler.ru
Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи. В статье представлен теоретический обзор общественных и научных вглядов на вопрос социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрена трансформация отношения общества к обозначенному феномену в разные исторические периоды, начиная от полного непринятия и избавления от ребенка c различными физическими и психическими недостатками в Античности и заканчивая современными тенденциями, направленными на стремление к принятию, интеграцию и социализацию ребенка c ограниченными возможностями. В статье демонстрируются критерии оценки человека, имеющего физические и психические недостатки, характерные для европейского общества в различные эпохи. Приведен системный анализ отношения общества к ребенку c ограниченными возможностями здоровья, к его семье, a также отношения самой семьи к такому ребенку. Предпосылки зарождения научного интереса к данной категории детей начали появляться только в эпоху Возрождения; в Новейшее время ученые и педагоги отмечали влияние семьи на гармоничное развитие и социализацию детей c ограниченными возможностями здоровья; в наше время наблюдается взрыв научных исследований в этой области: во многих современных научных работах семью рассматривают как системообразующую детерминанту в социальном и культурном статусе ребенка, a также как равноправного участника процесса воспитания и обучения ребенка c ограниченными возможностями здоровья наряду cо специализированной помощью.
Ключевые слова: системный анализ; семья; ребенок c ограниченными возможностями здоровья; общество; государство; наука.
Для цитаты: Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07
Медведева Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. Е-mail: medvedeva-ea@mail.ru ORCID: 0000-0002-4727-6501
Данилова Юлия Николаевна, педагог-психолог школы № 1151, Москва. Е-mail: ucklya1@rambler.ru ORCID: 0000-0002-9964-0256
Литература
1. Багдасарьян И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2000. 175 с. 2. Бенин В. Л., Десяткина М. В. Социальная философия. Уфа: Вост. ун-т, 1997. 85 c. 3. Дарминов А. А. Инновационные технологии профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей c ОВЗ // Инновационные технологии профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ: сб. науч. ст. регионального научно-методического круглого стола / науч. ред. В. И. Спирина; отв. ред. М. Л. Спирина. Армавир: РИО АГПУ, 2019. С. 22–26. 4. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. 400 с. 5. Дятчина О. В., Василенко С. Н. Система ранней помощи семьям, воспитывающим детей c ОВЗ // Инклюзивное образование — образование для всех: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 21 января 2019 г.). М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. С. 224–228. 6. Екжанова Е. А. Системный подход в организации сопровождения детей раннего возраста c ОВЗ и членов их семей // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. науч. ст. по мат-лам науч.-практ. конф. (г. Москва, 07–09 апреля 2016 г.). М.: Юкод, 2016. С. 67–73. 7. Замский Х. С. История олигофренопедагогики: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1980. 398 с. 8. Калинова З. Ю., Гусева Н. В. Психолого-педагогическая работа по коррекции детско-родительских отношений в семьях c детьми дошкольного возраста c ОВЗ // Психологическая безопасность образовательной среды: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Нижний Новгород, 19–20 февраля 2021 г.). Н. Новгород: НГЛУ, 2021. С. 122–127. 9. Канесева И. Г. Актуальность, проблемы и опыт работы c детьми c ОВЗ и их семьями в условиях ДОУ // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и мат-лов науч.-практ. конф. 2016. № 4. С. 2195–2198. 10. Кетриш Е. В. Эволюция отношения общества к детям с нарушениями в развитии // Научный диалог. 2015. № 7 (43). С. 8–26. 11. Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями // Молодой ученый. 2012. № 12 (47). С. 412–415. 12. Клишина Л. И., Ануфриева В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы II Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 24–25 февраля 2017 г.). Барнаул: АлтГПУ, 2017. С. 326–328. 13. Кожанова Т. М. Формирование готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. 22 с. 14. Кондакова А. А., Шляпникова И. А. Особенности родительского отношения к детям в семьях c детьми c ОВЗ // Российская наука в современном мире: сб. ст. XXII Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. М.: НИЦ «Актуальность.РФ», 2019. С. 13–15. 15. Кондакова Н. А., Фахрадова Л. Н. Отношение населения Вологодской области к статусу инвалида // Вопросы территориального развития. 2015. № 1 (21). С. 4. 16. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с. 17. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: (Психопатол. и психол. аспекты проблемы): автореф. дис. … канд. мед. наук, 1976. 24 с. 18. Максимова Е. И. К вопросу о психологии отношения родителей детей c ОВЗ к причинам рождения такого ребенка в семье // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: мат-лы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 30 июня 2015 г.). М.: НИИЦ «Институт стратегических исследований», 2015. С. 303–305. 19. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 208 с. 20. Малофеев Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М.: Экзамен, 2003. 256 с. 21. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с. 22. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2021. № 72-1. С. 198–201. 23. Моисеева А. А. Психологические проблемы сиблингов из семей, имеющих ребенка с ОВЗ // Психологическая безопасность личности в изменяющемся социуме: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Великий Новгород: НГУ имени Ярослава Мудрого, 2018. С. 140–143. 24. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 72 с. 25. Петрулевич И. А., Снежко Г. Е. Социокультурные ресурсы семьи для создания платформы самореализации детей c ОВЗ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 65–72. 26. Попова М. Л. Служба ранней помощи как психологическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях c детьми c ОВЗ // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020. № 8. С. 396–397. 27. Пятакова Г. В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. 245 с. 28. Семаго М. М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства: дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 195 с. 29. Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей c ОВЗ // Интерактивная наука. 2019. № 8 (42). С. 14–16. 30. Смирнов С. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей c ОВЗ в условиях неполной семьи // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (8‒10 декабря 2020 г., Новосибирск). Новосибирск: Немо Пресс, С. 492–498. 31. Соловьева Ю. В. Роль семьи в профилактике девиантного поведения детей c ОВЗ // Современные технологии в мировом научном пространстве: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 25 мая 2017 г.): в 6 ч. Ч. 6. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 144–146. 32. Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями: отчет о результатах исследования / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М.: Малый бизнес, 2011. 73 с. 33. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. Т. 1. История специальной педагогики. М.: Академия, 2007. 352 с. 34. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 318 с. 35. Ткачева В. В., Бразгун Т. Н. Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 28–39. 36. Трошина Е. Е. Социализация воспитанников c ОВЗ через взаимодействие c детьми из приемных семей и школ города // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: мат-лы IV Региональной науч.-практ. (очно-заочной) конф. (Волгоград – Котово, 17 февраля 2017 г.). Волгоград: ВГТУ, 2017. С. 313–314. 37. Федосеева О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). С. 344–346. 38. Финогенова М. Е. К проблеме интеграции детей c ограниченными возможностями здоровья // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2-3. С. 163–167. 39. Olsson M. B., Hwang P. C. Influence of macrostructure of society on the life situation of families with a child with intellectual disability: Sweden as an example // Journal of Intellectual Disability Research. 2003. Vol. 47. № 4/5. P. 328–341. DOI: 10.1046/j.1365-2788.2003.00494.x
|