Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития

Журнал » 2022 №44 : Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития
    Просмотров: 383

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.04

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ПОДХОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Б. М. Коган,

МГПУ, Москва,

KoganBM@mgpu.ru

А. М. Ляпина,

«Первая школа», Нижний Новгород,

akalashnikova@mail.ru

 

 

Статья посвящена системной оценке возможностей нейропсихологического подхода к коррекционной работе с детьми с особенностями развития. Существующая ранее методология коррекции детей с определенными трудностями в обучении или поведении, а также с признаками дезадаптационных расстройств не давала необходимых результатов, так как не могла повлиять на развитие ребенка системно и комплексно. Нейропсихологический подход способен решить данную задачу, потому как именно он учитывает синдромный анализ нарушения и предполагает не прямое воздействие на изолированную функцию, а комплексную работу с ней, включая ее постепенное формирование и развитие, а также вовлечение в деятельность и в систему работы других функций. По итогам коррекционной работы, учитывающей нейропсихологию детского возраста и нейропсихологическую структуру дефекта конкретного ребенка, удается достичь максимально эффективных результатов. Таким образом, на сегодняшний день знание основ нейропсихологии детского возраста необходимо каждому коррекционному специалисту для достижения максимальных результатов в своей работе.

Несмотря на то что нейропсихология является относительно молодой отраслью психологии, именно ее методы способны обеспечить оптимальный подход к каждому конкретному случаю. Представленный обзор направлен на системный анализ актуальных методов нейропсихологического воздействия на когнитивные и поведенческие аспекты работы с детьми с разными нарушениями. Предложена классификация современных нейропсихологических методов, на которых может основываться нейропсихологическая коррекционная работа.

 

Ключевые слова: системный анализ; нейропсихология; задержка психического развития; трудности в обучении; психокоррекция; нейропсихологические методы.

 

Для цитаты: Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 48–58. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.04

 

Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KoganBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-1396-5720

 

Ляпина Анна Михайловна, нейропсихолог частного общеобразовательного учреждения «Первая школа», учитель-дефектолог школы-интерната № 1, Нижний Новгород.

E-mail: akalashnikova@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1340-8529

 

 

 

Литература

 

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006. 296 с.

2. Баулина М. Е. Нейропсихология: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2018. 391 с.

3. Горячева Т. Г., Никитина Ю. В. Расстройство аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции: учеб.-метод. пособие. М.: Генезис, 2021. 168 с.

4. Коган Б. М., Жаков Д. А. Прикладная кинезиология в нейропсихологической коррекции высших психических функций младших школьников // Специальное образование. 2022. № 2 (66). С. 233–245.

5. Коган Б. М., Жаков Д. А. Современные возможности кинезиологии в решении прикладных проблем коррекционной психологии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 3. С. 57–62.

6. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. Ч. 1. М.: АЙРИС-пресс, 2021. 416 с.

7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.

8. Микадзе Ю. В., Корсакова И. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.: ИнтелТех, 1994. 64 с.

9. Нейропсихология: хрестоматия / под ред. Е. Д. Хомской. СПб.: Питер, 2011. 992 с.

10. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж. М. Глозман. М.: Генезис, 2017. 336 с.

11. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М.: АЙРИС-пресс, 2007. 112 с.

12. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.

13. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. М.: Генезис, 2017. 474 с.

14. Сербина Л. Ф. Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (г. Пушкин, 21–22 апреля 2016 г.) / под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 1. С. 35–38.

15. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред.: О. Р. Ворошнина, А. И. Санникова; сост.: М. Н. Мальцева, Е. А. Кобялковская, А. Г. Гилева (вып. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь: [б. и.], 2018. 140 с.

16. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. 424 с.

17. Ayres A. J. Sensory integration and the child: understanding hidden sensory challenges. Western Psychological Services, 2005. 211 p.

18. Barkhordar F., Moghtadaie M., Jafari A. S. A. Effectiveness met cognition strategies on children with spelling learning disabilities // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. P. 1244–1249. DOI:10.1016/j.sbspro.2012.12.057

19. Blythe S. G. Assessing neuromotor readiness for learning: the INPP developmental screening test and school intervention programme. Wiley – Blackwell, 2012. 112 p. DOI: 10.1002/9781119945017

20. Flores-Gallegos R., Rodríguez-Leis P., Fernández T. Effects of a virtual reality training program on visual attention and motor performance in children with reading learning disability // International Journal of Child — Computer Interaction. 2022. Vol. 32. № 1. P. 100394. DOI: 10.1016/j.ijcci.2021.100394

21. Gallagher A., Bulteau C., Cohen D., L. Michaud J. Neurocognitive development: normative development. Elsevier, 2020. 532 p.

22. Ha S. Pilot study of a mobile application-based intervention to induce changes in neural activity in the frontal region and behaviors in children with attention deficit hyperactivity disorder and/or intellectual

disability / S. Ha [et al.] // Journal of Psychiatric Research. 2011. Vol. 146. P. 286–296. DOI: 10.1016/j.jpsychires.2021.11.018

23. Kuriansky J. Review of “Evaluation and treatment of neuropsychologically compromised children” // Lurian Journal. 2020. Vol. 1. № 2. P. 87–98. DOI: 10.15826/lurian.2020.1.2.7