Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона

Журнал » 2022 №44 : Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона
    Просмотров: 811

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

СИСТЕМНЫЕ ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

 

В статье рассматриваются этико-психологические представления зрелого Платона, чье наследие является существенным вкладом в развитие психологической мысли, остается актуальным для современной историко-психологической науки. Этико-психологические представления Платона состоят из обоснованных им идей об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека. Показано, что основой добродетелей в этико-психологической концепции Платона становится человеческая душа, которую необходимо обогащать мудростью, воспитывать в ней мужество, обучать умеренности. Человеку необходимы идеалы в качестве образцов поведения и действий, с которыми он себя идентифицирует. В гармонизации души и восхождении к миру вечных идей заключается смысл человеческого бытия. Этико-психологические представления Платона остаются ценными для современной психологической науки, системно и целостно рассматривающей человека и потенциальные возможности его совершенствования.

 

Ключевые слова: Платон; Пифагор; орфизм; пифагорейцы; система; этико-психологические представления; душа; метемпсихоз; знание; добродетельность; принцип совершенствования.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 113–120. DOI 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468

 

 

 

Литература

 

1. Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб.: Алетейя, 2004. 336 с. (Сер. «Античная библиотека. Исследования»).

2. Гудкова Н. Н. Идеал образованного человека как культурно-исторический феномен: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тюмень, 2006. 21 с.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / общ. ред. А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1979. 620 с.

4. Жмудь Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы: монография. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. 445 с.

5. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. М.: Дет. лит., 1977. 224 с. (Люди. Время. Идеи).

6. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. М.: Гардарики, 2004. 288 с.

7. Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты: сб. / изд. подгот. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1980. 503 с.

8. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 2 / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; вст. ст. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1970. 611 с.

9. Помогайбин В. Н. История психологии: эволюция основ: монография. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 520 с.

10. Робинсон Д. Н. Интеллектуальная история психологии: монография / пер. с англ. М. К. Тимофеева. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 568 с.

11. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с.

12. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017.356 с.

13. Скобелева В. А. Эволюция представлений о душе в культуре Древней Греции: дис. … канд. культурологии. Нижневартовск, 2008. 130 с.

14. Фридеман Г. Платон. Его гештальт: монография. СПб.: Владимир Даль, 2020. 360 с.

15. Хёйстад У. М. История души от Античности до современности: монография. М.: Текст, 2019. 477 с.

16. Ярошевский М. Г. История психологии: монография. М.: Мысль, 1966. 565 с.

17. Socratic, Platonic and Aristotelian studies: essays in honor of Gerasimos Santas / ed. G. Anagnostopoulos. London; New York: Springer, 2011. 410 р.