WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов
Журнал » 2022 №44 : Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.02
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПИЛОТОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
М. С. Алексеенко, НИИЭС, Москва, ulitsapesen@gmail.com
Статья посвящена различиям психологических профилей пилотов гражданской авиации, эксплуатирующих разные типы воздушных судов. Психологический профиль пилота является результатом системной оценки его профессионально важных качеств. В статье проведен сравнительный анализ действующих командиров современных высокоавтоматизированных воздушных судов гражданской авиации. В настоящее время данная проблема не освещалась в научной литературе, однако мнение о существующих различиях между группами пилотов, управляющих самолетами Boeing, Airbus, Embraer и др., высказывается многими летчиками и инструкторами. Отсутствие данных о дифференцированном прогнозировании профессиональной пригодности пилотов с учетом специализации летного состава в зависимости от типа воздушного судна было компенсировано в ходе настоящего исследования. Участие в исследовании опытных пилотов с большим налетом на конкретном типе самолета позволило оценить степень влияния эксплуатируемой техники на формирование специфических для каждого типа воздушного судна психологических качеств пилота, портрета профессионала. Полученные данные могут стать основой для дифференцированного подбора пилотов с учетом их предрасположенности к управлению разными типами воздушных судов, а также акцентируют внимание на значимости создания новых типов управления воздушными судами на базе принципа активного оператора как наиболее безопасной системы управления летательным аппаратом и гаранта сохранения высокого уровня надежности летной деятельности. Принятие во внимание факта трансформации профессионально важных качеств пилота под воздействием технического фактора позволяет нивелировать диссонанс в структуре его способностей.
Ключевые слова: безопасность полетов; человеческий фактор; высокоавтоматизированные воздушные суда; профотбор; психологический портрет пилота самолетов Boeing, Airbus, Embraer; сравнительный анализ пилотов.
Для цитаты: Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 19–27. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.44.4.02
Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий психолог Научно-испытательного института эргатических систем, преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training. Специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва. E-mail: ulitsapesen@gmail.com ORCID: 0000-0003-0152-7026
Литература
1. Алексеенко М. С. Модель системного психологического обеспечения летной деятельности // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 97–109. DOI: 10.25688/22236872.2021. 38.2.09 2. Баканов А. С., Сиваш О. Н. Взаимосвязь когнитивного стиля и профессиональной успешности при взаимодействии с информационными системами // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 161–174. 3. Гордус А. М. Техника и человеческая экзистенция в современном обществе: автореф. дис. ... канд. философских наук: 09.00.08. Ростов-на-Дону, 2008. 24 с. 4. Корнеев В. Анализ авиационных эргатических систем. Ridero, 2021. 57 с. URL: https://zlibraries. ru/book/d4kx9wqpmkl1 (дата обращения: 06.12.2022). 5. Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. 5–21. DOI: 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.1 6. Сиваш О. Н. Личностные характеристики летного состава с разной профессиональной квалификацией (в практике клинико-психологической экспертизы) // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 2. С. 43–56. 7. Собченко А. М. Психодиагностические исследования пилотов для проектирования систем управления обучением при тренажерной подготовке // Среднее профессиональное образование. 2020. № 6. С. 42–47. 8. Barron L. G., Rose M. R. Multitasking as a predictor of pilot performance: Validity beyond serial single-task assessments // Military Psychology. 2017. Vol. 29. № 4. С. 316–326. DOI: 10.1037/ mil0000168 9. Chernega N. Analysis of the results of the research of individual-psychological factors in the structure of the image of higher education institutions // Problem space of modern society: philosophical-communicative and pedagogical interpretations. Part II. 2019. P. 607–620. URL: https://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/document/61814/ssoar-2019 Problem_space_of_modern_society.pdf?sequence=1&isAllowed=y&lnkname=ssoar-2019-Problem_space_of_modern_society.pdf#page=608 (датаобращения: 06.12.2022). 10. O’Hagan A. D., Issartel J., Wallet A. et al. “Flying on empty” — effects of sleep deprivation on pilot performance // Biological Rhythm Research. 2020. Vol. 51. № 7. P. 1133–1154. DOI: 10.1080/ 09291016.2019.1581481
|