PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом

Журнал » 2022 №44 : Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом
    Просмотров: 40

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМАТИКИ ИНТОНАЦИОННЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА КАЗАХОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ

 

Р. О. Агавелян,

НГПУ, Новосибирск,

ruben_h_ag@mail.ru,

Р. Т. Байчинов,

НГПУ, Новосибирск,

rauan.b_1991@mail.ru

 

 

Статья посвящена определению и обоснованию систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом в процессе коммуникации. На сегодняшний день наблюдается недостаточность методик и программ на казахском языке для изучения, коррекции и развития интонационных структур голоса у казахоязычных детей с кохлеарным имплантом. В этой связи требуется создание современных диагностических и коррекционно-развивающих программ, направленных на решение данного вопроса.

Учитывая необходимость применения комплексной методики решения реабилитации детей с кохлеарным имплантом, в статье рассматриваются исследования интонационных характеристик голоса в анамнестическом, компенсаторном и психолингвистическом аспектах. При этом психолингвистический аспект включает в себя определение особенностей коммуникации, а также исследование интонационных структур голоса.

В качестве основных критериев изучения интонационных структур голоса выступает восприятие, различение, понимание, запоминание и воспроизведение интонации. В составе данных критериев изучение интонационных структур голоса рассматривается на уровне звуков, звукоподражаний, слов, словосочетаний и простых предложений. В качестве основного направления изучения интонационных структур голоса выделяются лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса. В то же время параметром исследования становится интонация голоса и такие акустические компоненты интонации, как логическое ударение, модуляция голоса по высоте и силе, тембр голоса, темпо-ритмическая организация речи. Выделяются также лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса в качестве основных направлений исследования.

 

Ключевые слова: кохлеарный имплант; дети с нарушением слуха; систематика интонационных характеристик голоса; комплексная методика.

 

Для цитаты: Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 104–112. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

Агавелян Рубен Оганесович, доктор психологических наук, профессор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ruben_h_ag@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6494-8544

 

Байчинов Рауан Толеуханович, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: rauan.b_1991@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1528-6358

 

 

 

Литература

 

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006. 161 с.

2. Асембекова С. А. Формирование устной связной речи у детей с кохлеарным имплантом 1–4 классов общеобразовательной школы: метод. рекомендации. Алматы: ННПЦ КП, 2015. 48 с.

3. Баймуратова А. Т. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом. Алматы: ННПЦ КП, 2016. 76 с.

4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. 512 с.

5. Достай А. К., Оразаева Г. С. Теоретические аспекты педагогического сопровождения детей раннего возраста после кохлеарной имплантации // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. № 1 (77). С. 261–265. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskieaspekty-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-rannego-vozrasta-posle-kohlearnoy-implantatsii/viewer

6. Ерсарина А. К. Социально-педагогическая реабилитация детей раннего возраста после кохлеарной имплантации: метод. рекомендации. Алматы: ННПЦ КП, 2018. 61 с.

7. Зонтова О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. 78 с.

8. Королева И. В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2014. 397 с.

9. Королева И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. СПб.: КАРО, 2009. 278 с.

10. Королева И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. СПб.: КАРО, 2016. 872 с.

11. Миронова Э. В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации // Дефектология: научно-методический журнал. 2005. № 1. С. 57–65.

12. Сатаева А. И. Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ: четыре сессии работы сурдопедагога // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. № 24. С. 44–59. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/zapuskayushhij-etap-reabilitaczii-rebenka-s-ki-chetyire-sessii-rabotyi-surdopedagoga

13. Соколовская Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. 2013. № 2. С. 91–97.

14. Тарасова Н. В. Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в центре оториноларингологии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2010. 217 с.

15. Шевцова Н. Н. Состояние речи детей старшего дошкольного возраста, перенесших кохлеарную имплантацию // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации: мат-лы Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов с международным участием (Москва, 25–26 марта 2019 г.) / под ред. Ю. О. Филатовой. М.: МПГУ, 2019. С. 117–123.

16. Chin S. B., Tsai P. L., Gao S. Connected speech intelligibility of children with cochlear implants and children with normal hearing // American Journal of Speech-Language Pathology. 2003. Vol. 12. № 4. P. 440–451. DOI: 10.1044/1058-0360(2003/090)

17. Sahli S., Budak B., Belgin E. Evaluation of speech intelligibility of children with cochlear implants // Cochlear Implants International. 2010. Vol. 11. Suppl. 1. P. 367–369. DOI: 10.1179/146701010x12671177989994

18. Van de Velde D. Prosody perception and production by children with cochlear implants / D. Van de Velde et al. // Journal of Child Language. 2018. Vol. 46. № 1. P. 111–141. DOI: 10.1017/S0305000918000387