PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире

Журнал » 2022 №44 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире
    Просмотров: 43

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ

В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

 

В статье обсуждаются вопросы понимания школьниками требований общества к развитию личностных качеств, необходимых для развития компетенций самоутверждения в современном мире. На основе диагностики личностных качеств школьников, выбранных на базе теоретического и практического опыта системной оценки ключевых компетенций для профессионального самоутверждения, выявлена типичная для школьной среды (старшеклассников) картина понимания своих личностных ресурсов. Данные, полученные на выборке 204 школьников с использованием 18 личностных показателей, позволили выявить характерные особенности в осознании школьниками своей готовности к самоутверждению в современном мире.

Системная оценка актуальных личностных ресурсов школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире производилась посредством следующих методик: опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова, тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева – Е. И. Рассказовой), методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева, опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой.

Полученные результаты выявили типологическое разнообразие в личностных профилях, отражающее реальную картину понимания школьниками своих личностных возможностей в будущем. Системные показатели, характеризующие личностный потенциал школьников, позволяют организовать с ними высокоэффективную развивающую работу, способствующую становлению новых компетенций.

Ключевые слова: личностные качества; системная оценка; компетенции; саморазвитие; личностные профили; самосознание.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 

 

Литература

 

1. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 87–102.

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiiv-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 12.12.2022).

3. Непомнящая Д. О. Использование компетентостного подхода при оценке персонала методом «360 градусов» // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 2 (10). C. 49–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompetentostnogo-podhoda-pri-otsenke-personala-metodom-360-gradusov(дата обращения: 06.12.2022).

4. Перевозчикова Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. C. 138–145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnoe-samoutverzhdenie-lichnosti-kak-filosofskaya-problema (дата обращения: 06.12.2022).

5. Практическая психология образования: учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихсяmкак фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

7. Романова Е. С., Макшанцева Л. В. Оценка и развитие личностного и социального потенциала обучающихся общеобразовательных организаций // Проблемы общей и педагогической психологии: коллективная монография. М.: РИТМ, 2019. С. 7–32.

8. Романова Е. С., Рычихина Э. Н. Типологизация московских школьников на основе их социально-психологического портрета // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 32–35.

9. Чурекова Т. М. Компетентностный подход в современном образовании как необходимость // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 4. С. 59–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-sovremennom-obrazovanii-kak-neobhodimost (дата обращения: 06.12.2022).

10. Blanton H., Cooper J., Slkurnik I., Aronson J. When bad things happen to good feedback: Exacerbating the need for self-justification with self-affirmations // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 7. P. 684–692. DOI: 10.1177/0146167297237002

11. Cohen G. L., Sherman D. K. The psychology of change: Self-affirmation and social psychological intervention // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65. № 1. P. 333–371. DOI: 10.1146/annurev-psych-010213-115137

12. Critcher C. R., Dunning D. Self-affirmations provide a broader perspective on self-threat // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41. № 1. P. 3–18. DOI: 10.1177/0146167214554956

13. Knowles M. L. There’s no substitute for belonging: Self-affirmation following social and non-social threats / M. L. Knowles et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. № 2. P. 173–186. DOI: 10.1177/0146167209346860

14. Heine S. J., Lehman D. R. Culture, dissonance, and self-affirmation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 4. P. 389–400. DOI: 10.1177/0146167297234005

15. Nail P. R., Misak J. E., Davis R. M. Self-affirmation versus self-consistency: A comparison of two competing self-theories of dissonance phenomena // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. № 8. P. 1893–1905. DOI: 10.1016/j.paid.2003.08.019