Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире
 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире

Журнал » 2022 №44 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире
    Просмотров: 999

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ

В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

 

В статье обсуждаются вопросы понимания школьниками требований общества к развитию личностных качеств, необходимых для развития компетенций самоутверждения в современном мире. На основе диагностики личностных качеств школьников, выбранных на базе теоретического и практического опыта системной оценки ключевых компетенций для профессионального самоутверждения, выявлена типичная для школьной среды (старшеклассников) картина понимания своих личностных ресурсов. Данные, полученные на выборке 204 школьников с использованием 18 личностных показателей, позволили выявить характерные особенности в осознании школьниками своей готовности к самоутверждению в современном мире.

Системная оценка актуальных личностных ресурсов школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире производилась посредством следующих методик: опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова, тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева – Е. И. Рассказовой), методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева, опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой.

Полученные результаты выявили типологическое разнообразие в личностных профилях, отражающее реальную картину понимания школьниками своих личностных возможностей в будущем. Системные показатели, характеризующие личностный потенциал школьников, позволяют организовать с ними высокоэффективную развивающую работу, способствующую становлению новых компетенций.

Ключевые слова: личностные качества; системная оценка; компетенции; саморазвитие; личностные профили; самосознание.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 

 

Литература

 

1. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 87–102.

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiiv-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 12.12.2022).

3. Непомнящая Д. О. Использование компетентостного подхода при оценке персонала методом «360 градусов» // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 2 (10). C. 49–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompetentostnogo-podhoda-pri-otsenke-personala-metodom-360-gradusov(дата обращения: 06.12.2022).

4. Перевозчикова Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. C. 138–145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnoe-samoutverzhdenie-lichnosti-kak-filosofskaya-problema (дата обращения: 06.12.2022).

5. Практическая психология образования: учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихсяmкак фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

7. Романова Е. С., Макшанцева Л. В. Оценка и развитие личностного и социального потенциала обучающихся общеобразовательных организаций // Проблемы общей и педагогической психологии: коллективная монография. М.: РИТМ, 2019. С. 7–32.

8. Романова Е. С., Рычихина Э. Н. Типологизация московских школьников на основе их социально-психологического портрета // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 32–35.

9. Чурекова Т. М. Компетентностный подход в современном образовании как необходимость // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 4. С. 59–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-sovremennom-obrazovanii-kak-neobhodimost (дата обращения: 06.12.2022).

10. Blanton H., Cooper J., Slkurnik I., Aronson J. When bad things happen to good feedback: Exacerbating the need for self-justification with self-affirmations // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 7. P. 684–692. DOI: 10.1177/0146167297237002

11. Cohen G. L., Sherman D. K. The psychology of change: Self-affirmation and social psychological intervention // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65. № 1. P. 333–371. DOI: 10.1146/annurev-psych-010213-115137

12. Critcher C. R., Dunning D. Self-affirmations provide a broader perspective on self-threat // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41. № 1. P. 3–18. DOI: 10.1177/0146167214554956

13. Knowles M. L. There’s no substitute for belonging: Self-affirmation following social and non-social threats / M. L. Knowles et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. № 2. P. 173–186. DOI: 10.1177/0146167209346860

14. Heine S. J., Lehman D. R. Culture, dissonance, and self-affirmation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 4. P. 389–400. DOI: 10.1177/0146167297234005

15. Nail P. R., Misak J. E., Davis R. M. Self-affirmation versus self-consistency: A comparison of two competing self-theories of dissonance phenomena // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. № 8. P. 1893–1905. DOI: 10.1016/j.paid.2003.08.019