PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

2022 №43 : Титульный лист 3(43)

  Просмотров: 25

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 3 (43) 2022

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2022

 

 

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Содержание 3(43)

  Просмотров: 31

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по формированию компетенций личностного самоутверждения

Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов в зависимости от предпочтения различных стилей архитектуры

Лемиш В. В. Социальные представления о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости (продолжение статьи №1 (41) 2022)

Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов

Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Система формирования внутренней речи глухих дошкольников

Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ

Шейнов В. П., Девицын А. С. Зависимость от смартфона как предиктор психологического неблагополучия

Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А., Дуганова Ю. К. Интеллектуально-личностные факторы самооценки обучения студентов: системный анализ 

Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии конца XIX – начала XX вв.

 

История психологии и психология истории

 

Немов Р. С. Система представлений о психологии мотивации поведения человека с древнейших времен до конца XIX века

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2022, № 3 (43)

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Шейнов В. П., Девицын А. С. Зависимость от смартфона как предиктор психологического неблагополучия

  Просмотров: 4

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.07

 

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СМАРТФОНА

КАК ПРЕДИКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

 

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

А. С. Девицын,

БГУ, Минск, Республика Беларусь,

a.dziavitsyn@gmail.com

 

Негативные последствия зависимости от смартфона (тревожность, депрессия, стресс, неудовлетворенность жизнью и др.) способствуют психологическому неблагополучию ее жертв.

Цель настоящего исследования — обнаружить у мужчин и женщин возможные связи между зависимостью от смартфона и нарциссизмом, импульсивностью, неассертивностью, незащищенностью от манипуляций и факторами зависимости от социальных сетей как признаками психологического неблагополучия.

Зависимость от смартфона и социальных сетей, ассертивность и незащищенность от манипуляций диагностировались с помощью авторских опросников, надежность и валидность которых доказана ранее; импульсивность — с помощью соответствующей методики В. А. Лосенкова; нарциссизм — с помощью опросника Е. Кот «Нарцисс ли вы?». В исследовании приняли участие 943 пользователя смартфонов, в том числе 643 женщины (М = 21,6, SD = 7,8) и 300 мужчин (М = 20,6, SD = 7,4).

Для женщин и мужчин выявлены положительные высокозначимые связи между зависимостью от смартфона, импульсивностью и всеми факторами зависимости от социальных сетей, отрицательные — с ассертивностью и возрастом. У женщин зависимость от смартфона также положительно связана с незащищенностью от манипуляций, у мужчин — с нарциссизмом. Фактор зависимости от смартфона «потеря контроля» в наибольшей степени способствует появлению этой зависимости.

Связь зависимости от смартфона с нарциссизмом, обнаруженная в зарубежных исследованиях, в русскоязычном социуме имеет место только для мужчин. Выявленные в ходе исследования связи зависимости от смартфона с возрастом, зависимостью от социальных сетей, а также импульсивностью согласуются с ранее полученными результатами. Установленные связи зависимости от смартфона у мужчин и женщин со всеми факторами зависимости от социальных сетей, с неассертивностью и незащищенностью от манипуляций у женщин являются новыми как для отечественных, так и для зарубежных исследований.

 

Ключевые слова: зависимость от смартфона; зависимость от социальных сетей; психологическое неблагополучие; ассертивность; импульсивность; незащищенность от манипуляций; нарциссизм; женщины; мужчины.

 

Для цитаты: Шейнов В. П., Девицын А. С. Зависимость от смартфона как предиктор психологического неблагополучия // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 71–84. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.07

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2191-646X

 

Девицын Антон Сергеевич, старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: a.dziavitsyn@gmail.com

ORCID: 0000-0002-2804-4107

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ

  Просмотров: 3

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.06

 

КОГНИТИВНЫЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ:

СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Т. Ю. Петровская,

НГПУ, Новосибирск,

element_t@mail.ru

 

В статье представлены результаты исследования взаимообусловленности выраженности когнитивных дезадаптивных схем (КДС), выступающих как профессионально негативные качества (ПНК), и структуры профессионально важных качеств (ПВК) будущих психологов. Акцентируется внимание на системной организации структуры ПВК. Восполняется пробел в научном представлении о взаимосвязи профессионально важных и профессионально негативных качеств будущих психологов. Рассматриваются когнитивные дезадаптивные схемы в качестве ПНК, противодействующие успешности освоения и эффективности деятельности психолога, что определяет их значимость в контексте исследований в области психологии труда.

Исследование проводилось с 253 студентами психологических направлений подготовки и специальностей, в возрасте от 17 до 22 лет, с применением психодиагностического инструментария, включающего девять опросников.

В ходе исследования установлено, что существуют различия корреляционных матриц во всех группах респондентов. Описаны структурообразующие компоненты структурограмм, различающиеся в трех группах студентов-психологов. В группе с высоким и средним уровнем КДС структурообразующими ПВК выступают параметры, отражающие абсолютные и мотивационные ПВК. В группе студентов с низким уровнем КДС структурообразующими являются относительные и рефлексивные ПВК. Рассчитаны индексы ковергентности, дивергентности и организованности структур ПВК студентов при разном уровне выраженности КДС. Обнаружена наибольшая организованность структуры при низком уровне КДС, тогда как при средне-высокой выраженности КДС индекс организованности структуры представлен в одном диапазоне. Результаты исследования расширяют научные представления о структуре ПВК психологов, ее внутренних взаимосвязях, а также месте и роли ПНК в системе ПВК.

 

Ключевые слова: система; метасистемный подход; когнитивные дезадаптивные схемы; профессиональные качества; структурно-психологический анализ.

 

Для цитаты: Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 57–70. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.06

 

Петровская Татьяна Юрьевна, начальник учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: element_t@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-6243-9487

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников

  Просмотров: 9

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.05

 

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

М. Л. Любимов,

МГПУ, Москва,

LyubimovML@mgpu.ru,

Е. В. Белобородова,

МГПУ, Москва,

BeloborodovaEV@mgpu.ru,

С. А. Молодькова,

МГПУ, Москва,

MolodkovaS@mgpu.ru,

А. А. Мокс,

МГПУ, Москва,

MoksA@mgpu.ru

 

В статье рассматривается проблема формирования и развития внутренней речи у детей с нарушениями слуха. Внутренняя речь является основой для развития устной речи и формируется у детей без нарушений развития естественно в соответствии со всеми этапами, без помощи специалистов. Постепенно внутренняя речь начинает выполнять социорегулирующую функцию — помогает ребенку регулировать свое речевое поведение в социуме. У детей с нарушенным слухом затруднено восприятие звучащей речи, затруднена внутренняя звуковая репрезентация, внутренняя речь не носит произвольного характера, вследствие чего нарушается развитие не только речи, но и развитие мышления, так как внутренняя речь участвует в становлении навыка оперирования понятиями.

Актуальность темы обусловлена тем, что существующие традиционные методы и приемы работы по данному направлению недостаточно эффективны, поскольку нацелены на развитие устной речи и не учитывают работу над внутренней речью как одним из компонентов речи в целом.

В статье изложены основные представления отечественных и зарубежных ученых о механизмах формирования внутренней речи; описаны этапы формирования внутренней речи у детей без нарушений развития; изложена инновационная авторская методика М. Л. Любимова по обучению внутренней речи детей с нарушениями слуха; приведены результаты применения данной методики в работе, направленной на расширение словарного запаса у неслышащих дошкольников, которые подтверждают эффективность предлагаемой методики; описаны основные этапы авторской методики формирования словарного запаса у детей с нарушениями слуха.

 

Ключевые слова: обучение детей с нарушением слуха; формирование и развитие внутренней речи; развитие речи; речь и мышление; коммуникация.

 

Для цитаты: Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 47–56. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.05

 

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LyubimovML@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-8692-3943

Белобородова Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: BeloborodovaEV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-7160-1506

Молодькова Светлана Александровна, преподаватель психологических дисциплин, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: MolodkovaS@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-5491-3478

Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: MoksA@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-6702-4475

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов

  Просмотров: 7

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.04

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Н. В. Сиврикова,

ЮУрГГПУ, Челябинск,

bobnv79@mail.ru

 

В статье поднимается вопрос критического восприятия студентами информации, распространяемой в сети Интернет, как проблема воспитания ответственных граждан и квалифицированных специалистов, способных ориентироваться в лавинообразном потоке информации современного медиапространства.

В статье представлены результаты опроса, проведенного весной 2022 г. с целью изучения взаимосвязи между критичностью мышления и особенностями медиапотребления студентов. Было опрошено 1758 студентов педагогических вузов Уральского региона. Для математической обработки данных использовался метод анализа дерева решений (CHAID).

Результаты исследования показали, что студенты являются активными пользователями социальных сетей, наиболее популярной среди которых является «ВКонтакте». Они осторожно относятся к Интернету как источнику информации и мало доверяют СМИ и учителям, стараясь больше полагаться на собственный опыт. В ходе исследования были обнаружены различия в медиапотреблении, связанные с полом студентов. Сегментирование выборки показало, что: 1) уровень критичности мышления студентов связан с субъективной оценкой степени влияния Интернета на человека; 2) вероятность встретить человека с некритичным мышлением повышается в два раза в группе пользователей «Инстаграм»1 , которые доверяют учителям и считают, что Интернет оказывает на них ограниченное влияние, или в группе студентов, которые доверяют информации, поступающей из Интернета, но считают, что она скорее не оказывает на них никакого влияния, чем оказывает; 3) студенты, обладающие высоким уровнем критичности мышления, составляют максимальную долю (96 %) в группе респондентов, которые несильно доверяют семье, используют «Ютуб» и считают, что Интернет оказывает на них сильное влияние. Таким образом, наиболее прогностическими в отношении уровня критичности мышления являются такие особенности медиапотребления, как субъективная оценка степени влияния на себя Интернета, использование видеохостинга «Ютуб» и социальной сети «Инстаграм»* , степень доверия семье и учителям.

 

Ключевые слова: системная оценка; медиапотребление; критичность мышления; социальные сети; доверие информационным источникам; рефлексивный скептицизм.

 

Для цитаты: Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 35–46. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.04

 

Сиврикова Надежда Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск.

E-mail: bobnv79@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9757-8113

 

 

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Лемиш В. В. Системный анализ социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости

  Просмотров: 7

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.03

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ

У МУЖЧИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛОСТИ

 

 

В. В. Лемиш,

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,

verlem2004@yandex.ru

 

В статье представлены результаты пилотажного исследования, цель которого заключается в сравнительном анализе содержания и структуры социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости. Выборку составили 71 респондент в возрасте от 20 до 77 лет. Для описания структуры представления о здоровье использовалась методика П. Вержеса.

Показано, что на всех этапах взрослости в ядро представления входит биологическая составляющая здоровья. В период поздней взрослости приходит расширение представления о составляющих здоровья за счет включения в него психологического компонента. Отдельные элементы, связанные со способами сохранения здоровья, появляются в ядре представления только на этапе средней взрослости. Выявлены изменения в характере аффективной окраски представления о здоровье: позитивно окрашенные элементы в ранней взрослости присутствуют в ядре, в средней взрослости — на периферии, в поздней взрослости — отсутствуют.

Применение системного подхода к анализу социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости дает возможность целостной оценки данного феномена. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты, с одной стороны, согласуются с данными, описанными в научной литературе: с возрастом ответственность за свое здоровье возрастает. С другой — позволяют объяснить причину следующих изменений: в процессе онтогенеза представление о здоровье становится менее размытым (сокращаются периферические элементы); ядро представлений о здоровье, напротив, содержательно расширяется за счет включения в него не только биологических, но и психологических компонентов, а также элементов, связанных со здоровьесохранительным поведением.

 

Ключевые слова: системный анализ; гендерный парадокс; представление мужчин о здоровье; взрослость; полоролевые стереотипы; здоровьесохранительное поведение.

 

Для цитаты: Лемиш В. В. Системный анализ социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 25–34. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.03

 

Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск.

E-mail: verlem2004@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7165-5248

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по форомированию компетенций личностного самоутверждения

  Просмотров: 9

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

Психологическая работа со школьниками своей главной целью ставит обеспечение их личностного и социального развития, отвечающее современным и перспективным запросам общества. Научные и практические разработки в психологии должны целевым образом преломляться в организации конкретной психологической помощи учащимся школ. Последовательная развивающая работа с ними должна обязательно включать в себя совершенствование системы представлений школьников о личностном потенциале и личностных компетенциях. Необходимость такой работы обусловлена общей современной практикой оценки возможностей человека при его поступлении на работу. Агентства по персоналу используют разнообразные психологические тесты, результаты которых влияют на трудоустройство человека.

В статье обсуждается системный целенаправленный процесс формирования у школьников навыков самооценивания в категориях личностных черт с развитием представлений о компетенциях. Вектор этого процесса обусловлен задачей овладения необходимыми компетенциями для самореализации в конкурентных социальных условиях. Рассматривается ряд последовательных обязательных этапов развивающей работы со школьниками. Опыт такой работы в школах показывает высокую заинтересованность учащихся в развитии своего потенциала самоутверждения.

 

Ключевые слова: личностные качества; компетенции; система представлений; социальная среда; саморазвитие; система представлений; самосознание.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по формированию компетенций личностного самоутверждения // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 5–14. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 


     Читать полностью...
 

2022 №43 : Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры

  Просмотров: 54

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02

 

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

И ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

KotovaOV@mgpu.ru,

 

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов и предпочтений архитектурных стилей. В исследовании приняли участие учащиеся Московского городского педагогического университета (МГПУ), Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Новосибирского педагогического государственного университета (НГПУ). Всего представлены данные обследования 211 респондентов в возрасте от 17 до 24 лет, в том числе 173 — лица женского и 38 — лица мужского пола.

Для оценки мотивационно-ценностной сферы респондентов использовался тест системного профиля мотивации (СПМ). В качестве стимульного материала были использованы фотоизображения архитектурных объектов Москвы, распределенные в зависимости от размеров и назначения по трем сериям: крупные, монументальные сооружения; общественные здания и многоквартирные дома; малоэтажные дома и особняки.

Исследование выявило наличие статистически значимой положительной связи между выраженностью у обследуемых мотивации самореализации и уровнем их предпочтения классических архитектурных форм (стили классицизм, ампир, триумф). В то же время отмечается значимая положительная связь между выраженностью у обследуемых витальной мотивации и предпочтением различных вариантов современного стиля в архитектуре.

Таким образом предпочтение архитектурного стиля зависит от типа личности и особенностей мотивации студентов. Полученные данные позволяют поставить вопрос о целесообразности отказа в современном градостроительстве от традиций классической архитектуры при возведении зданий, предназначенных для молодежи — университетских корпусов, школ и студенческих общежитий.

 

Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера; системная психология; архитектурно-пространственная среда; классическая архитектура; современная архитектура; социоцентрические виды мотивации; антропоцентрические виды мотивации. 

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 15–24. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-4399-4274


     Читать полностью...