Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии конца XIX – начала XX в. (системный анализ)

Журнал » 2022 №43 : Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии конца XIX – начала XX в. (системный анализ)
    Просмотров: 438

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.09

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX в. (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ)

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru

 

В статье рассматривается особый метод познания психики ребенка — анализ художественной литературы и автобиографий выдающихся людей, предложенный П. Ф. Каптеревым и получивший широкое распространение в российской детской и педагогической психологии конца XIX – начала XX в. Обращение к такому анализу обусловливалось, с одной стороны, поиском достоверных и ценных фактов о мире детства и объективных методов его исследования, а с другой — стремлением писателей, вводившим нового героя — ребенка, всесторонне изучить развитие его тонкой душевной жизни. Каптерев обосновывает приемлемость, возможности, цели и задачи этого метода познания для исследования хода психического развития в детском возрасте как систему взаимодействия внутренних (наследственных предрасположений, собственных опыта и деятельности, самовоспитания) и внешних его факторов (условий жизни, окружающей, общественной и физической, среды, семейного воспитания, школьного образования), который опирается на принципы всесторонности, целостности, индивидуализации такого изучения. Каптерев высказывает уверенность в том, что предлагаемый метод не заменяет теоретических исследований в детской психологии, а позволяет существенно дополнить, проверить установленные ею законы, наглядно показать формирование личности, определить значимость тех или иных влияний в этом процессе, поставить новые проблемы. Анализируя литературно-художественные произведения, Каптерев представляет общую картину психического развития в дошкольном возрасте, характеристику становления душевного склада личности и художественного таланта в детстве, рассматривает психологическое своеобразие детских типов и условий их появления. Главной проблемой для исследователей начала ХХ в. становится анализ обширной галереи детских типов в европейской и русской художественной литературе, т. е. определение отличительных особенностей — возрастных и индивидуальных черт личности ребенка, складывающихся в ходе психического развития при решающем влиянии не только наследственных условий, а прежде всего взаимодействия детского и взрослого миров.

 

Ключевые слова: П. Ф. Каптерев; детство; детский тип; метод исследования; наследственность; окружающая среда; психическое развитие; семейное воспитание; системный подход; талант; художественная литература; школьное образование.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии конца XIX – начала XX в. (системный анализ) // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 100–118. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.09

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889

 

Литература

1. Айхенвальд Ю. Дети у Чехова // Вестник воспитания. 1905. № 1. С. 58–80.

2. Бороздин А. К. Дети в произведениях гр. Л. Н. Толстого // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 10. С. 768–788.

3. Брусянин В. В. Дети и писатели. Литературно-общественные параллели. (Дети в произведениях А. П. Чехова, Л. Андреева, А. Н. Куприна и Ал. Ремизова.) М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. 272 с.

4. Веселовский Ю. Дети смутного времени // Вестник воспитания. 1907. № 2. С. 42–55.

5. Веселовский Ю. А. Трагедия детской души. М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1908. 164 с.

6. Воскресенская В. Дети в литературе XIX века // Вестник воспитания. 1910. № 2. С. 119–160.

7. Воскресенская В. Дети в литературе XIX века. (Окончание) // Вестник воспитания. 1910. № 3. С. 75–114.

8. Галерея детских портретов (сб. типов). (По гр. Толстому, Достоевскому, Григоровичу, Тургеневу, гр. Салиас, Гончарову и Писемскому) / сост. Л. В. Постникова. М.: Изд-во тип. И. Д. Сытина и Ко, 1890. 399 с.

9. Герцык А. К. Дети в произведениях Ибсена // Русская школа. 1900. № 10. С. 80–101.

10. Гольцев В. А. Дети и природа в рассказах А. П. Чехова и В. Г. Короленко. М.: Изд. редакции журналов «Детское чтение», «Педагогический листок», 1904. 23 с.

11. Каптерев П. Ф., Мальцев А. П. Вопросы матерям о детях: (Опыт программы для систематических наблюдений над развитием детей). СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1881. X, 47 с.

12. Мерешкова З. И. Экспериментальная педагогика в России в трудах отечественных педагогов конца XIX – начала XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 23 с.

13. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

14. Омельченко Е. В. Сравнительный анализ развития детской психологии в странах Западной Европы (Англия, Германия, Франция) и России конца XIX – начала XX в.: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.

15. Пользинский П. С. Детский мир в произведениях Достоевского: Опыт психологического разбора детских типов Достоевского в связи с его суждениями о воспитании. Ревель: Изд. журнала «Гимназия», 1891. 86 с.

16. Сладкова Т. В. Становление и развитие педагогической диагностики в России конца XIX – начала XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2007. 18 с.

17. Рудевич Л. В. Детская душа. Сборник художественных отрывков из произведений русских писателей, обрисовывающих психологию детей. Т. I. М.: Изд. К. Тихомирова, 1907. XIV, 456 с.

18. Рудевич Л. В. Детская душа. Сборник художественных отрывков из произведений иностранных писателей, обрисовывающих психологию детей. Т. II. М.: Изд. К. Тихомирова,1909. VII, 622 с.

19. Урунтаева Г. А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (вторая половина XIX – 20–30 гг. XX в.): дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2003. 503 с.

20. Янтарева Р. А. Детские типы в произведениях Достоевского: Психологические этюды Р. А. Янтаревой. СПб.: Тип. инж. Г. А. Бернштейна, 1895. 95 с.