PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов

Журнал » 2022 №43 : Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов
    Просмотров: 58

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.04

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Н. В. Сиврикова,

ЮУрГГПУ, Челябинск,

bobnv79@mail.ru

 

В статье поднимается вопрос критического восприятия студентами информации, распространяемой в сети Интернет, как проблема воспитания ответственных граждан и квалифицированных специалистов, способных ориентироваться в лавинообразном потоке информации современного медиапространства.

В статье представлены результаты опроса, проведенного весной 2022 г. с целью изучения взаимосвязи между критичностью мышления и особенностями медиапотребления студентов. Было опрошено 1758 студентов педагогических вузов Уральского региона. Для математической обработки данных использовался метод анализа дерева решений (CHAID).

Результаты исследования показали, что студенты являются активными пользователями социальных сетей, наиболее популярной среди которых является «ВКонтакте». Они осторожно относятся к Интернету как источнику информации и мало доверяют СМИ и учителям, стараясь больше полагаться на собственный опыт. В ходе исследования были обнаружены различия в медиапотреблении, связанные с полом студентов. Сегментирование выборки показало, что: 1) уровень критичности мышления студентов связан с субъективной оценкой степени влияния Интернета на человека; 2) вероятность встретить человека с некритичным мышлением повышается в два раза в группе пользователей «Инстаграм»1 , которые доверяют учителям и считают, что Интернет оказывает на них ограниченное влияние, или в группе студентов, которые доверяют информации, поступающей из Интернета, но считают, что она скорее не оказывает на них никакого влияния, чем оказывает; 3) студенты, обладающие высоким уровнем критичности мышления, составляют максимальную долю (96 %) в группе респондентов, которые несильно доверяют семье, используют «Ютуб» и считают, что Интернет оказывает на них сильное влияние. Таким образом, наиболее прогностическими в отношении уровня критичности мышления являются такие особенности медиапотребления, как субъективная оценка степени влияния на себя Интернета, использование видеохостинга «Ютуб» и социальной сети «Инстаграм»* , степень доверия семье и учителям.

 

Ключевые слова: системная оценка; медиапотребление; критичность мышления; социальные сети; доверие информационным источникам; рефлексивный скептицизм.

 

Для цитаты: Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 35–46. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.04

 

Сиврикова Надежда Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск.

E-mail: bobnv79@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9757-8113

 

 

Литература

 

1. Ахмаева Л. Г. Влияние возрастной и гендерной специфики пользователей социальных сетей в России на методы маркетинга и рекламы // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 3. С. 21–28. DOI: 10.26425/2658 347X2020332128

2. Барбашина Э. В. Критическое мышление и его необходимость для системы высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2022. № 12 (1). С. 20–28. DOI: 10.20913/26187515202213

3. Галкина Н. П. Анализ материалов в виртуальном медиапространстве как способ формирования критического мышления интернет-пользователей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1 (85). С. 189–194. DOI: 10.35750/2071828420201189194

4. Киреева Н. В., Чудинова Е. В. Развитие критического мышления как способ преодоления формирования упрощенного мышления в эпоху цифровизации образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 910. С. 23–33. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.0910.P.29

5. Ли И. «Пандемия дезинформации» в СМИ о COVID-19 // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. 2021. Т. 1. № 1. С. 64–73.

6. Мартынова М. Д. «Цифровое доверие» vs «недоверие» в формировании социальных отношений и практик глобального общества // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20. № 4 (52). С. 445–453. DOI: 10.15507/20789823.52.020.202004.445453

7. Обухова Н. И. VUCA-мир и образовательная среда [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2021. № 3. С. 11–22. URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo302/ (дата обращения: 20.09.2022).

8. Ронжина Н. В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 116–121. DOI:10.24411/23074264202010235

9. Цветкова И. В. Феномен клипового мышления в контексте коммуникации в информационном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. № 2 (85). С. 90–94.

10. Ali K. The effects of emotions, individual attitudes towards vaccination, and social endorsements on perceived fake news credibility and sharing motivations / K. Ali et al. // Computers in Human Behavior. 2022. Vol. 134. P. 107307. DOI:10.1016/j.chb.2022.107307

11. Álvarez-Huerta P., Muela A., Larrea I. Disposition toward critical thinking and creative confidence beliefs in higher education students: The mediating role of openness to diversity and challenge // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 43. P. 101003. DOI: 10.1016/j.tsc.2022.101003

12. Beauvais C. Fake news: Why do we believe it? // Joint Bone Spine. 2022. Vol. 89. № 4. P. 105371. DOI: 10.1016/j.jbspin.2022.105371

13. Bermes A. Information overload and fake news sharing: A transactional stress perspective exploring the mitigating role of consumers’ resilience during COVID19 // Journal of Retailing and Consumer Services. 2021. Vol. 61. P. 102555. DOI: 10.1016/j.jretconser.2021.102555

14. Escolà-Gascón A., Dagnall N., Gallifa J. Critical thinking predicts reductions in Spanish physicians’ stress levels and promotes fake news detection // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 42. P. 100934. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100934. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1871187121001498?via%3Dihub (дата обращения: 20.09.2022).

15. Giacomazzi M., Fontana M., Trujillo C. C. Contextualization of critical thinking in subSaharan Africa: A systematic integrative review // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 43. P. 100978. DOI: 10.1016/j. tsc.2021.100978

16. Hart C. Exploring higher education students’ critical thinking skills through content analysis / C. Hart et al. // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 41. P. 100877. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100877

17. Hyytinen H., Toom A., Shavelson R. J. Enhancing scientific thinking through the development of critical thinking in higher education // Redefining scientific thinking for higher education: Higher-order thinking, evidence-based reasoning and research skills / M. Murtonen, K. Balloo (eds.). Palgrave Macmillan Cham, 2019. P. 59–78. DOI: 10.1007/978-3-030-24215-2_3

18. Khan T., Michalas A., Akhunzada A. Fake news outbreak 2021: Can we stop the viral spread? // Journal of Network and Computer Applications. 2021. Vol. 190. P. 103112. DOI: 10.1016/j.jnca.2021.103112

19. Liyanage I., Walker T., Shokouhi H. Are we thinking critically about critical thinking? Uncovering uncertainties in internationalised higher education // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 39. P. 100762. DOI: 10.1016/j.tsc.2020.100762

20. Luo Y. F., Yang S. C., Kang S. New media literacy and news trustworthiness: An application of importance-performance analysis // Computers & Education. 2022. Vol. 185. P. 104529. DOI: 10.1016/j.compedu.2022.104529

21. Meirbekov A., Maslova I., Gallyamova Z. Digital education tools for critical thinking development // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 44. P. 101023. DOI: 10.1016/j.tsc.2022.101023

22. Su Yan. Who endorses conspiracy theories? A moderated mediation model of Chinese and international social media use, media skepticism, need for cognition, and COVID19 conspiracy theory endorsement in China / Yan Su et al. // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 120. P. 106760. DOI: 10.1016/j.chb.2021.106760

23. Trémolière B., Djeriouat Н. Exploring the roles of analytic cognitive style, climate science literacy, illusion of knowledge, and political orientation in climate change skepticism // Journal of Environmental Psychology. 2021. Vol. 74. P. 101561. DOI: 10.1016/j.jenvp.2021.101561

24. Yang J., Tian Y. “Others are more vulnerable to fake news than I Am”: Thirdperson effect of COVID19 fake news on social media users // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 125. P. 106950. DOI: 10.1016/j. chb.2021.106950