Системная психология и социология » Журнал » 2022 №43 » Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по форомированию компетенций личностного самоутверждения |
Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по форомированию компетенций личностного самоутверждения
Журнал » 2022 №43 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по форомированию компетенций личностного самоутверждения |
Просмотров: 655 УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, AbushkinBM@mgpu.ru
Психологическая работа со школьниками своей главной целью ставит обеспечение их личностного и социального развития, отвечающее современным и перспективным запросам общества. Научные и практические разработки в психологии должны целевым образом преломляться в организации конкретной психологической помощи учащимся школ. Последовательная развивающая работа с ними должна обязательно включать в себя совершенствование системы представлений школьников о личностном потенциале и личностных компетенциях. Необходимость такой работы обусловлена общей современной практикой оценки возможностей человека при его поступлении на работу. Агентства по персоналу используют разнообразные психологические тесты, результаты которых влияют на трудоустройство человека. В статье обсуждается системный целенаправленный процесс формирования у школьников навыков самооценивания в категориях личностных черт с развитием представлений о компетенциях. Вектор этого процесса обусловлен задачей овладения необходимыми компетенциями для самореализации в конкурентных социальных условиях. Рассматривается ряд последовательных обязательных этапов развивающей работы со школьниками. Опыт такой работы в школах показывает высокую заинтересованность учащихся в развитии своего потенциала самоутверждения.
Ключевые слова: личностные качества; компетенции; система представлений; социальная среда; саморазвитие; система представлений; самосознание.
Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по формированию компетенций личностного самоутверждения // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 5–14. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869
Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395
Литература
1. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 87–102. 2. Глотова Г. А. Сравнительный анализ некоторых отечественных и зарубежных моделей изучения личности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 22. С. 78–86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-nekotoryh-otechestvennyh-i-zarubezhnyhmodeley-izucheniya-lichnosti (дата обращения: 29.09.2022). 3. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-dispozitsionnyy-podhod-k-izucheniyu-lichnosti-i-ee-svoystv (дата обращения: 29.09.2022). 4. Пояркова А. С. Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 519–521. URL: https://moluch.ru/archive/363/81431/ (дата обращения: 29.09.2022). 5. Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2 6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Креативная проектная практика самопрезентации молодого специалиста в профессиональной среде: методическое пособие. М.: Спутник+. 2021. 241 с. 7. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Системный методический подход к самоактуализации студентов при формировании имиджевых качеств // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 5–13. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.38.2.01 8. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11. 9. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с. 10. Bartram D. A cross-validation of between country differences in personality using the OPQ32 // International Journal of Quantitative Research in Education. 2013. Vol. 1 (2). Р. 182. DOI: 10.1504/ ijqre.2013.056460 11. McCrae R. R., John O. P. An introduction to the five-factor model and its applications // Journal of Personality. 1992. Vol. 60. P. 175–215. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x 12. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68–78. DOI: 10.1037/0003- 066x.55.1.68
|