WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ
Журнал » 2022 №43 : Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.06
КОГНИТИВНЫЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ: СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Т. Ю. Петровская, НГПУ, Новосибирск, element_t@mail.ru
В статье представлены результаты исследования взаимообусловленности выраженности когнитивных дезадаптивных схем (КДС), выступающих как профессионально негативные качества (ПНК), и структуры профессионально важных качеств (ПВК) будущих психологов. Акцентируется внимание на системной организации структуры ПВК. Восполняется пробел в научном представлении о взаимосвязи профессионально важных и профессионально негативных качеств будущих психологов. Рассматриваются когнитивные дезадаптивные схемы в качестве ПНК, противодействующие успешности освоения и эффективности деятельности психолога, что определяет их значимость в контексте исследований в области психологии труда. Исследование проводилось с 253 студентами психологических направлений подготовки и специальностей, в возрасте от 17 до 22 лет, с применением психодиагностического инструментария, включающего девять опросников. В ходе исследования установлено, что существуют различия корреляционных матриц во всех группах респондентов. Описаны структурообразующие компоненты структурограмм, различающиеся в трех группах студентов-психологов. В группе с высоким и средним уровнем КДС структурообразующими ПВК выступают параметры, отражающие абсолютные и мотивационные ПВК. В группе студентов с низким уровнем КДС структурообразующими являются относительные и рефлексивные ПВК. Рассчитаны индексы ковергентности, дивергентности и организованности структур ПВК студентов при разном уровне выраженности КДС. Обнаружена наибольшая организованность структуры при низком уровне КДС, тогда как при средне-высокой выраженности КДС индекс организованности структуры представлен в одном диапазоне. Результаты исследования расширяют научные представления о структуре ПВК психологов, ее внутренних взаимосвязях, а также месте и роли ПНК в системе ПВК.
Ключевые слова: система; метасистемный подход; когнитивные дезадаптивные схемы; профессиональные качества; структурно-психологический анализ.
Для цитаты: Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 57–70. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.06
Петровская Татьяна Юрьевна, начальник учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: element_t@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-6243-9487
Литература
1. Галюк Н. А. Функциональная асимметрия человека и проблемы высшего образования // Кросс-культурный подход в науке и образовании: материалы ежегодного Международного научного семинара, Новосибирск, 26 апреля 2013 г. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 25–28. 2. Касьяник П. М., Галимзянова М. В., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования у взрослых, обращавшихся и не обращавшихся за психологической помощью // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2 (35). С. 75–83. 3. Петровская Т. Ю. Особенности ранних дезадаптивных схем будущих психологов в зависимости от возрастного периода // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 16. № 1 (59). С. 164–171. DOI 10.18255/1996-5648-2022-1-164-171 4. Поваренков Ю. П. Проблема индивидуально-психологического содержания профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 1 (54). С. 34–40. 5. Психология труда: учеб. и практикум для акад. бакалавриата / А. В. Карпов [и др.]; под ред. А. В. Карпова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 364 c. 6. Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38. 7. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Факторы эффективности личностного развития студентов для решения задач самопрезентации в профессиональной сфере // Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Омск, 22 апреля 2021 г.). Омск: ОмГА, 2021. С. 120–126. 8. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 9. Сокольская М. В., Карпов А. В. Психология личностного здоровья профессионала: метасистемный подход: монография. Хабаровск: ДВГУПС, 2017. 559 с. 10. Чемякина А. В. Взаимосвязь профессионально-важных и профессионально-негативных качеств в структуре личности // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2016. № 1 (31). С. 524–529. 11. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 c. 12. Шаклеин М. В. К вопросу о понятии и структуре профессионально важных качеств // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-4. С. 112–113. 13. Bach B., Lockwood G., Young J. E. A new look at the schema therapy model: organization and role of early maladaptive schemas // Cognitive Behaviour Therapy. Vol. 47 (1). P. 328–349. DOI: 10.1080/ 16506073.2017.1410566 14. Farrell J. M., Shaw I. A., Webber M. A. A schemafocused approach to group psychotherapy for outpatients with borderline personality disorder: a randomized controlled trial // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2009. Vol. 40. Issue 2. P. 317–328. DOI: 10.1016/j.jbtep.2009.01.002
|