Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ

Журнал » 2022 №43 : Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ
    Просмотров: 464

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.06

 

КОГНИТИВНЫЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ:

СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Т. Ю. Петровская,

НГПУ, Новосибирск,

element_t@mail.ru

 

В статье представлены результаты исследования взаимообусловленности выраженности когнитивных дезадаптивных схем (КДС), выступающих как профессионально негативные качества (ПНК), и структуры профессионально важных качеств (ПВК) будущих психологов. Акцентируется внимание на системной организации структуры ПВК. Восполняется пробел в научном представлении о взаимосвязи профессионально важных и профессионально негативных качеств будущих психологов. Рассматриваются когнитивные дезадаптивные схемы в качестве ПНК, противодействующие успешности освоения и эффективности деятельности психолога, что определяет их значимость в контексте исследований в области психологии труда.

Исследование проводилось с 253 студентами психологических направлений подготовки и специальностей, в возрасте от 17 до 22 лет, с применением психодиагностического инструментария, включающего девять опросников.

В ходе исследования установлено, что существуют различия корреляционных матриц во всех группах респондентов. Описаны структурообразующие компоненты структурограмм, различающиеся в трех группах студентов-психологов. В группе с высоким и средним уровнем КДС структурообразующими ПВК выступают параметры, отражающие абсолютные и мотивационные ПВК. В группе студентов с низким уровнем КДС структурообразующими являются относительные и рефлексивные ПВК. Рассчитаны индексы ковергентности, дивергентности и организованности структур ПВК студентов при разном уровне выраженности КДС. Обнаружена наибольшая организованность структуры при низком уровне КДС, тогда как при средне-высокой выраженности КДС индекс организованности структуры представлен в одном диапазоне. Результаты исследования расширяют научные представления о структуре ПВК психологов, ее внутренних взаимосвязях, а также месте и роли ПНК в системе ПВК.

 

Ключевые слова: система; метасистемный подход; когнитивные дезадаптивные схемы; профессиональные качества; структурно-психологический анализ.

 

Для цитаты: Петровская Т. Ю. Когнитивные дезадаптивные схемы в системе профессионально важных качеств будущих психологов: структурно-психологический анализ // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 57–70. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.06

 

Петровская Татьяна Юрьевна, начальник учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: element_t@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-6243-9487

 

 

Литература

 

1. Галюк Н. А. Функциональная асимметрия человека и проблемы высшего образования // Кросс-культурный подход в науке и образовании: материалы ежегодного Международного научного семинара, Новосибирск, 26 апреля 2013 г. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 25–28.

2. Касьяник П. М., Галимзянова М. В., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования у взрослых, обращавшихся и не обращавшихся за психологической помощью // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2 (35). С. 75–83.

3. Петровская Т. Ю. Особенности ранних дезадаптивных схем будущих психологов в зависимости от возрастного периода // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 16. № 1 (59). С. 164–171. DOI 10.18255/1996-5648-2022-1-164-171

4. Поваренков Ю. П. Проблема индивидуально-психологического содержания профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 1 (54). С. 34–40.

5. Психология труда: учеб. и практикум для акад. бакалавриата / А. В. Карпов [и др.]; под ред. А. В. Карпова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 364 c.

6. Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38.

7. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Факторы эффективности личностного развития студентов для решения задач самопрезентации в профессиональной сфере // Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Омск, 22 апреля 2021 г.). Омск: ОмГА, 2021. С. 120–126.

8. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

9. Сокольская М. В., Карпов А. В. Психология личностного здоровья профессионала: метасистемный подход: монография. Хабаровск: ДВГУПС, 2017. 559 с.

10. Чемякина А. В. Взаимосвязь профессионально-важных и профессионально-негативных качеств в структуре личности // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2016. № 1 (31). С. 524–529.

11. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 c.

12. Шаклеин М. В. К вопросу о понятии и структуре профессионально важных качеств // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-4. С. 112–113.

13. Bach B., Lockwood G., Young J. E. A new look at the schema therapy model: organization and role of early maladaptive schemas // Cognitive Behaviour Therapy. Vol. 47 (1). P. 328–349. DOI: 10.1080/ 16506073.2017.1410566

14. Farrell J. M., Shaw I. A., Webber M. A. A schemafocused approach to group psychotherapy for outpatients with borderline personality disorder: a randomized controlled trial // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2009. Vol. 40. Issue 2. P. 317–328. DOI: 10.1016/j.jbtep.2009.01.002