PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников

Журнал » 2022 №43 : Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников
    Просмотров: 118

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.05

 

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

М. Л. Любимов,

МГПУ, Москва,

LyubimovML@mgpu.ru,

Е. В. Белобородова,

МГПУ, Москва,

BeloborodovaEV@mgpu.ru,

С. А. Молодькова,

МГПУ, Москва,

MolodkovaS@mgpu.ru,

А. А. Мокс,

МГПУ, Москва,

MoksA@mgpu.ru

 

В статье рассматривается проблема формирования и развития внутренней речи у детей с нарушениями слуха. Внутренняя речь является основой для развития устной речи и формируется у детей без нарушений развития естественно в соответствии со всеми этапами, без помощи специалистов. Постепенно внутренняя речь начинает выполнять социорегулирующую функцию — помогает ребенку регулировать свое речевое поведение в социуме. У детей с нарушенным слухом затруднено восприятие звучащей речи, затруднена внутренняя звуковая репрезентация, внутренняя речь не носит произвольного характера, вследствие чего нарушается развитие не только речи, но и развитие мышления, так как внутренняя речь участвует в становлении навыка оперирования понятиями.

Актуальность темы обусловлена тем, что существующие традиционные методы и приемы работы по данному направлению недостаточно эффективны, поскольку нацелены на развитие устной речи и не учитывают работу над внутренней речью как одним из компонентов речи в целом.

В статье изложены основные представления отечественных и зарубежных ученых о механизмах формирования внутренней речи; описаны этапы формирования внутренней речи у детей без нарушений развития; изложена инновационная авторская методика М. Л. Любимова по обучению внутренней речи детей с нарушениями слуха; приведены результаты применения данной методики в работе, направленной на расширение словарного запаса у неслышащих дошкольников, которые подтверждают эффективность предлагаемой методики; описаны основные этапы авторской методики формирования словарного запаса у детей с нарушениями слуха.

 

Ключевые слова: обучение детей с нарушением слуха; формирование и развитие внутренней речи; развитие речи; речь и мышление; коммуникация.

 

Для цитаты: Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 47–56. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.05

 

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LyubimovML@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-8692-3943

Белобородова Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: BeloborodovaEV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-7160-1506

Молодькова Светлана Александровна, преподаватель психологических дисциплин, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: MolodkovaS@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-5491-3478

Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: MoksA@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-6702-4475

 

 

Литература

 

1. Ахутина Т. В. Модель порождения речи Леонтьева – Рябовой: 1967–2005 // Вопросы психолингвистики. 2007. № 6. С. 13–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-porozhdeniya-rechi-leontievaryabovoy-1967-2005 (дата обращения: 28.06.2022).

2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика. 1982. 504 с.

3. Гальперин П. Я. К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4. С. 58–60.

4. Касаткин Н. И. Очерки развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. M.: Медгиз, 1951. 99 с.

5. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку: сборник статей / под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. С. 6–16.

6. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: экспериментальное исследование / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 94 с.

7. Любимов М. Л., Приходько О. Г., Филатова И. А., Югова О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в консультативной работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ // Специальное образование: научно-методический журнал. 2021. № 3 (63). С. 140–153. DOI: 10.26170/1999-6993_2021_03_10

8. Любимова З. В. Становление хемо- и механорецепторных образований языка млекопитающих животных и человека в процессе онтогенеза: автореф. дис. … д-ра биол. наук. М., 1985. 49 с.

9. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения / пер. с англ. О. Виноградовой и Е. Хомской; общая ред. и предисл. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1965. 238 с.

10. Насырова Э. Ф., Муллер О. Ю. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебнометодическое пособие. Сургут: [Б. и.], 2019. 57 c.

11. Осиповская М. П. Особенности связной речи заикающихся школьников-билингвов в сравнении с нормой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2005. 198 с.

12. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком: сборник статей / под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 235 с.

13. Речицкая Е. Г., Белая Н. А. Мониторинг эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию речевого общения дошкольников с нарушением слуха // Специальное образование. 2019. № 4 (56). С. 49–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-effektivnosti-korrektsionnopedagogicheskoy-raboty-po-razvitiyu-rechevogo-obscheniya-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 01.09.2022).

14. Соколов А. Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959. С. 488–515.

15. Соколов А. Н. О речевых механизмах умственной деятельности // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 81. C. 65–98.

16. Сурдопедагогика: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2004. 655 с.

17. Ventura S. M. R., Freitas D. R. S., Tavares J. M. R. S. Toward dynamic magnetic resonance imaging of the vocal tract during speech production // Journal of Voice. 2011. Vol. 25 (4). P. 511–518. DOI: 10.1016/j. jvoice.2010.01.014