WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников
Журнал » 2022 №43 : Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.05
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
М. Л. Любимов, МГПУ, Москва, LyubimovML@mgpu.ru, Е. В. Белобородова, МГПУ, Москва, BeloborodovaEV@mgpu.ru, С. А. Молодькова, МГПУ, Москва, MolodkovaS@mgpu.ru, А. А. Мокс, МГПУ, Москва, MoksA@mgpu.ru
В статье рассматривается проблема формирования и развития внутренней речи у детей с нарушениями слуха. Внутренняя речь является основой для развития устной речи и формируется у детей без нарушений развития естественно в соответствии со всеми этапами, без помощи специалистов. Постепенно внутренняя речь начинает выполнять социорегулирующую функцию — помогает ребенку регулировать свое речевое поведение в социуме. У детей с нарушенным слухом затруднено восприятие звучащей речи, затруднена внутренняя звуковая репрезентация, внутренняя речь не носит произвольного характера, вследствие чего нарушается развитие не только речи, но и развитие мышления, так как внутренняя речь участвует в становлении навыка оперирования понятиями. Актуальность темы обусловлена тем, что существующие традиционные методы и приемы работы по данному направлению недостаточно эффективны, поскольку нацелены на развитие устной речи и не учитывают работу над внутренней речью как одним из компонентов речи в целом. В статье изложены основные представления отечественных и зарубежных ученых о механизмах формирования внутренней речи; описаны этапы формирования внутренней речи у детей без нарушений развития; изложена инновационная авторская методика М. Л. Любимова по обучению внутренней речи детей с нарушениями слуха; приведены результаты применения данной методики в работе, направленной на расширение словарного запаса у неслышащих дошкольников, которые подтверждают эффективность предлагаемой методики; описаны основные этапы авторской методики формирования словарного запаса у детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова: обучение детей с нарушением слуха; формирование и развитие внутренней речи; развитие речи; речь и мышление; коммуникация.
Для цитаты: Любимов М. Л., Белобородова Е. В., Молодькова С. А., Мокс А. А. Формирование внутренней речи глухих дошкольников // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 47–56. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.05
Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: LyubimovML@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-8692-3943 Белобородова Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: BeloborodovaEV@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-7160-1506 Молодькова Светлана Александровна, преподаватель психологических дисциплин, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: MolodkovaS@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-5491-3478 Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: MoksA@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-6702-4475
Литература
1. Ахутина Т. В. Модель порождения речи Леонтьева – Рябовой: 1967–2005 // Вопросы психолингвистики. 2007. № 6. С. 13–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-porozhdeniya-rechi-leontievaryabovoy-1967-2005 (дата обращения: 28.06.2022). 2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика. 1982. 504 с. 3. Гальперин П. Я. К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4. С. 58–60. 4. Касаткин Н. И. Очерки развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. M.: Медгиз, 1951. 99 с. 5. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку: сборник статей / под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. С. 6–16. 6. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: экспериментальное исследование / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 94 с. 7. Любимов М. Л., Приходько О. Г., Филатова И. А., Югова О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в консультативной работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ // Специальное образование: научно-методический журнал. 2021. № 3 (63). С. 140–153. DOI: 10.26170/1999-6993_2021_03_10 8. Любимова З. В. Становление хемо- и механорецепторных образований языка млекопитающих животных и человека в процессе онтогенеза: автореф. дис. … д-ра биол. наук. М., 1985. 49 с. 9. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения / пер. с англ. О. Виноградовой и Е. Хомской; общая ред. и предисл. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1965. 238 с. 10. Насырова Э. Ф., Муллер О. Ю. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебнометодическое пособие. Сургут: [Б. и.], 2019. 57 c. 11. Осиповская М. П. Особенности связной речи заикающихся школьников-билингвов в сравнении с нормой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2005. 198 с. 12. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком: сборник статей / под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 235 с. 13. Речицкая Е. Г., Белая Н. А. Мониторинг эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию речевого общения дошкольников с нарушением слуха // Специальное образование. 2019. № 4 (56). С. 49–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-effektivnosti-korrektsionnopedagogicheskoy-raboty-po-razvitiyu-rechevogo-obscheniya-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 01.09.2022). 14. Соколов А. Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959. С. 488–515. 15. Соколов А. Н. О речевых механизмах умственной деятельности // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 81. C. 65–98. 16. Сурдопедагогика: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2004. 655 с. 17. Ventura S. M. R., Freitas D. R. S., Tavares J. M. R. S. Toward dynamic magnetic resonance imaging of the vocal tract during speech production // Journal of Voice. 2011. Vol. 25 (4). P. 511–518. DOI: 10.1016/j. jvoice.2010.01.014
|