WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры
Журнал » 2022 №43 : Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ АРХИТЕКТУРЫ
Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, RyzhovBN@mgpu.ru, О. В. Котова, МГПУ, Москва, KotovaOV@mgpu.ru,
В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов и предпочтений архитектурных стилей. В исследовании приняли участие учащиеся Московского городского педагогического университета (МГПУ), Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Новосибирского педагогического государственного университета (НГПУ). Всего представлены данные обследования 211 респондентов в возрасте от 17 до 24 лет, в том числе 173 — лица женского и 38 — лица мужского пола. Для оценки мотивационно-ценностной сферы респондентов использовался тест системного профиля мотивации (СПМ). В качестве стимульного материала были использованы фотоизображения архитектурных объектов Москвы, распределенные в зависимости от размеров и назначения по трем сериям: крупные, монументальные сооружения; общественные здания и многоквартирные дома; малоэтажные дома и особняки. Исследование выявило наличие статистически значимой положительной связи между выраженностью у обследуемых мотивации самореализации и уровнем их предпочтения классических архитектурных форм (стили классицизм, ампир, триумф). В то же время отмечается значимая положительная связь между выраженностью у обследуемых витальной мотивации и предпочтением различных вариантов современного стиля в архитектуре. Таким образом предпочтение архитектурного стиля зависит от типа личности и особенностей мотивации студентов. Полученные данные позволяют поставить вопрос о целесообразности отказа в современном градостроительстве от традиций классической архитектуры при возведении зданий, предназначенных для молодежи — университетских корпусов, школ и студенческих общежитий.
Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера; системная психология; архитектурно-пространственная среда; классическая архитектура; современная архитектура; социоцентрические виды мотивации; антропоцентрические виды мотивации.
Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 15–24. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622
Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274
Литература
1. Басманова Л. Н. Архитектура как пространственно-временной континуум: эстетический аспект // Общество: философия, история, культура. 2016. № 9. С. 51–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ arhitektura-kak-prostranstvennovremennoy-kontinuum-esteticheskiy-aspekt (дата обращения: 26.07.2022). 2. Гаврилина Л. М. Эстетический опыт как необходимая составляющая современного образовательного пространства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 10 (803). С. 249–260. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskiy-opyt-kakneobhodimaya-sostavlyayuschaya-sovremennogo-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 26.07.2022). 3. Дадашева М. М. Никос Салингарос: борьба за сохранение художественных традиций в современной архитектуре // Academia. Архитектура и строительство. 2014. № 2. С. 35–43. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nikos-salingaros-borba-za-sohranenie-hudozhestvennyh-traditsiy-v-sovremennoyarhitekture (дата обращения: 04.08.2022). 4. Дадашева М. М. Формальная эстетика в архитектуре новейшего времени: удачи и поражения в языке художественной выразительности // Наука, образование и экспериментальное проектирование. 2020. № 1. С. 188–192. DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10038. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formalnaya-estetika-v-arhitekture-noveyshego-vremeni-udachi-i-porazheniya-v-yazyke-hudozhestvennoyvyrazitelnosti (дата обращения: 26.07.2022). 5. Денежная С. А., Сова М. А. Психологические аспекты современного искусства // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72). № 2. C. 75–86. 6. Добрицына И. А. Эстетический потенциал архитектуры и культурная политика // Academia. Архитектура и строительство. 2016. № 4. С. 33–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskiypotentsial-arhitektury-i-kulturnaya-politika (дата обращения: 26.07.2022). 7. Зинченко В. П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2006. Т. 2. № 4. С. 3–21. URL:https://psyjournals.ru/kip/2006/n4/Zinchenko_full.shtml? ysclid=l6c48mayd9560065841 (дата обращения: 26.07.2022). 8. Карепов Г. Е. Современная архитектура и дизайн или эстетика апокалипсиса // Город, пригодный для жизни: материалы Первой международной научно-практической конференции «Современные проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна (Красноярск, 19–20 сентября 2013 г.) / отв. за выпуск И. В. Кукина, И. Г. Федченко; Сибирский федеральный университет. Красноярск: СФУ, 2013. С. 219–222. 9. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 10. Рыжов Б. Н., Котова О. В., Донцов Д. А. Эмоциональное восприятие различных архитектурных стилей студенческой молодежью // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 84–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.08 11. Сафонова Т. В., Лялькина С. И. К вопросу об особенностях эстетического восприятия архитектурного наследия студентами вуза // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. № 3. С. 46–51. DOI: 10.24411/2346-8408-2018-10009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyahesteticheskogo-vospriyatiya-arhitekturnogo-naslediya-studentami-vuza (дата обращения: 26.07.2022). 12. Шилин В. В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. 66 с. URL: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/architecture/843407.pdf?ysclid=l61zd0c1ry625004443 (дата обращения: 26.07.2022). 13. Haji I., Cuypers S. E., Joye Y. Architecture, ethical perception, and educating for moral responsibility // The Journal of Aesthetic Education, 2013. Vol. 47 (3). P. 1–23. DOI: 10.5406/jaesteduc.47.3.0001 14. Kido E. M., Cywiński Z. Aesthetic perception of steel-glass architecture in Japan // Stahlbau. 2017. Vol. 86 (6). P. 515–526. DOI:10.1002/stab.201710495 15. Moravánszky A. The optical construction of urban space: Hermann Maertens, Camillo Sitte and the theories of ‘aesthetic perception’ // The Journal of Architecture. 2012. Vol. 17. Issue 5. P. 655–666. DOI: 10.1080/13602365.2012.724850 |