WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Стреленко А. А. Проблема образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения: системный анализ
Журнал » 2022 №42 : Стреленко А. А. Проблема образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения: системный анализ |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.06
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
А. А. Стреленко, ВГУ имени П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь, strelenko@list.ru
Статья посвящена системному анализу проблемы образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения. Основными задачами стали раскрытие понятия образа человека в зарубежной психологии, определение основных линий развития проблемы в отечественной психологии, конкретизация понятия «социально-перцептивные образы». Было определено, что образ человека в философии рассматривался через космоцентрический, теоцентрический, антропоцентрический типы характеристик человека. В зарубежной психологии складывались определенные предпосылки для познания категории образа как сенсорной основы сознания человека, а впоследствии как детерминанты актуального поведения человека. В дальнейшем взгляды ученых были сосредоточены как на целостности и системности психических образов, так и на уровне погруженности образов в сознание и степени их осознанности. Важным шагом в развитии зарубежной психологии стала концентрация на субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях, что активизировало развитие нового взгляда на категорию образа человека как целостной личности, способной к активности, целеполаганию и рефлексии. С середины XX столетия в отечественной психологии проблема образа человека рассматривалась посредством теории отражения в деятельностном, коммуникативном и системном подходах. Однако уже в конце ХХ в. отмечалось снижение интереса к такой проблеме, что объясняется сложностью непосредственного изучения проблемы образа человека и ограниченностью валидного психологического инструментария. Вместе с тем возникновение нового направления на стыке общей и социальной психологии поднимает проблему образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения на новый уровень, где предпринимаются первые попытки дать психологическое обозначение понятию социально-перцептивных образов. В настоящей статье социально-перцептивные образы рассматриваются в качестве образно-смысловых медиаторов, формирующихся под действием социально-перцептивных механизмов, имеющих рефлексивную и арефлексивную природу, образующих связи знаково-символической деятельности с духовным слоем сознания и способствующих возникновению регулирующей, мотивирующей, прогностической, корректирующей и ресурсной функций.
Ключевые слова: системный анализ; сознание; функции сознания; отражательная деятельность; знаково-символическая деятельность; образ человека; социально-перцептивные образы.
Для цитаты: Стреленко А. А. Проблема образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения: системный анализ // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 64–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.06
Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь. E-mail: strelenko@list.ru ORCID: 0000-0001-9765-5430
Литература
1. Бушуева Т. И., Коркунова О. В. Проблема сознания в свете концепции К. Юнга // Философская мысль. 2017. № 3. С. 92‒104. DOI: 10.7256/2409-8728.2017.3.22317. URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=22317 (дата обращения: 16.06.2022). 2. Есипов М. А. Теория социальных представлений С. Московичи [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: сборник материалов Международной научно-практической конференции «XIV Левитовские чтения» (г. Москва, 17–18 апреля 2019 г.): в 2 т. / ред. кол.: О. И. Кабалина (отв. ред.) и др. М.: ИИУ МГОУ, 2019. С. 323‒327. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41137361 (дата обращения: 16.06.2022). 3. Красников С. П. Концепции человека в современной философии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 5. С. 108‒109. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=38523431 (дата обращения: 16.06.2022). 4. Позднеева С. П. В. И. Вернадский: биосфера, ноосфера и человек [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 402‒408. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-402-408. URL: https://phpp.sgu.ru/sites/phpp.sgu. ru/files/2017/01/9.pdf (дата обращения: 16.03.2022). 5. Потапова К. И. У истоков символического интеракционизма: социальная психология Дж. Г. Мида // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 4-1 (28). С. 77–88. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-simvolicheskogo-interaktsionizma-sotsialnaya-psihologiya-dzh-g-mida (дата обращения: 21.06.2022). 6. Реан А. А., Коновалов И. А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 60‒80. DOI: 10.17759/ sps.2018090205. URL https://psyjournals.ru/files/93752/sps_2018_n2_Rean_Konovalov.pdf (дата обращения: 16.06.2022). 7. Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.1 8. Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 5–22. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1 9. Ситников В. Л., Стреленко А. А., Енгалычев В. Ф. Применение методики СОЧ(И) при проведении судебно-психологических экспертиз в рамках семейного кодекса // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 2. С. 77‒87. 10. Стреленко А. А. Проблема образа человека в российской и белорусской психологии // Проблемы современного образования. 2021. № 6. С. 60–72. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-60-72 11. Тетюев Л. И., Фахрудинова Э. Р. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410–415. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-410-415 12. Хватов И. А. Методические и теоретические проблемы исследования эволюции самосознания человека и животных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 3. С. 428–443. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-3-428-443 13. Abbott O. The self as the locus of morality: A comparison between Charles Taylor and George Herbert Mead’s theories of the moral constitution of the self // Journal the Theory of Social Behaviour. 2020. Vol. 50. № 4. P. 516–533. DOI: 10.1111/jtsb.12258 14. Abele A. E., Yzerbyt V. Body posture and interpersonal perception in a dyadic interaction: A Big Two analysis // European Journal of Social Psychology. 2020. Vol. 51. № 1. P. 23‒39. DOI: 10.1002/ ejsp.2711 15. Arioli M., Ricciardi E., Cattaneo Z. Social cognition in the blind brain: A coordinate-based metaanalysis // Human Brain Mapping. 2021. Vol. 42. № 5. P. 1243‒1256. DOI: 10.1002/hbm.25289 16. Brancazio N. Being perceived and being “seen”: interpersonal affordances, agency, and selfhood // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1‒12. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01750 17. Clegg K.-A. Interpersonal perception and interpersonal spin / K.-A. Clegg et al. // Journal of Personality. 2021. Vol. 89. № 3. P. 483‒499. DOI: 10.1111/jopy.12594 18. Crucianelli L., Filippetti M. L. Developmental perspectives on interpersonal affective touch // Topoi: An International Review of Philosophy. 2020. Vol. 39. № 3. P. 575‒586. DOI: 10.1007/s11245-018-9565-1 19. Dixon J., McKeown S. Negative contact, collective action, and social change: Critical reflections, technological advances, and new directions // Journal of Social Issues. 2021. Vol. 77. № 1. P. 242‒257. DOI: 10.1111/josi.12429 20. Lelonkiewicz J. R. Action-Effect Anticipation and Temporal Adaptation in Social Interactions / J. R. Lelonkiewicz et al. // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2020. Vol. 46. № 4. P. 335‒349. DOI: 10.1037/xhp0000717 21. Loschky L. C. The scene perception & event comprehension theory (SPECT) applied to visual narratives / L. C. Loschky et al. // Topics in Cognitive Science. 2019. Vol. 12. № 1. P. 311‒351. DOI: 10.1111/ tops.12455 22. Manzoni D. Phenomenology of the body and the relationships with others. Intersubjectivity through Intercorporeality // Phainomena. Journal of Phenomenology and Hermeneutics. 2020. Vol. 29. № 114. P. 55‒80. DOI: 10.32022/PHI29.2020.114-115.3 23. Nejat P., Bagherian F., Hatami J. Do perceptions of warmth and competence explain moral norms regarding different social roles? // Analyses of Social Issues and Public Policy. 2020. Vol. 20. № 1. P. 613‒637. DOI: 10.1111/asap.12217 24. Ozhiganova G. V. Self-regulation and self-regulatory capacities components, levels, models // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2018. Vol. 15. № 3. P. 255‒270. DOI: 10.22363/2313-1683- 2018-15-3-255-270 25. Pesch U. Making sense of the self: an integrative framework for moral agency // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2020. Vol. 50. № 1. P. 119‒130. DOI: 10.1111/jtsb.12230 26. Shevlin H. Non-human consciousness and the specificity problem: A modest theoretical proposal // Mind & Language. 2021. Vol. 36. № 2. P. 297‒314. DOI: 10.1111/mila.12338 27. Sutherland C. A. M., Rhodes G., Young A. W. Facial image manipulation: a tool for investigating social perception // Social Psychological and Personality Science. 2017. Vol. 8. № 5. P. 538‒551. DOI: 10.1177/1948550617697176 28. Tomasello M. The role of roles in uniquely human cognition and sociality // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2020. Vol. 50. № 1. P. 2‒19. DOI: 10.1111/jtsb.12223 29. Zava F. Young children’s perceptions and beliefs about hypothetical shy, unsociable, and socially avoidant peers at school / F. Zava et al. // Social Devolepment. 2020. Vol. 29. № 1. P. 89‒109. DOI: 10.1111/ sode.12386 30. Zbróg Z. Social representations theory in the interdisciplinary study of educational discourse — The potential of collective biography writing // Kultura – Społeczeństwo – Edukacja [Culture – Society – Education]. 2017. Vol. 12. № 2. P. 225–243. DOI: 10.14746/kse.2017.12.11
|