Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе
Журнал » 2022 №42 : Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе |
Просмотров: 823 УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07
ВНЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ ШКОЛЫ: ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА К РАБОТЕ
П. В. Шевченко, МГПУ, Москва, ShevchenkoPV@mgpu.ru
Статья посвящена проблеме подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к работе. Акцентируется внимание на том, что школа основные усилия нацеливает на высокие образовательные результаты и конкурентоспособность выпускника как студента высшего учебного заведения, а не на формирование качеств, востребованных на рынке труда. Исследуется система ожиданий работодателей относительно деятельности школы по подготовке выпускника, выходящего на рынок труда. Сопоставляются их представления о школе как о социальном институте, готовящем своих выпускников к взрослой жизни и о необходимых качествах соискателя рабочего места, в роли которого выступают выпускники школ. Цель исследования состоит в выявлении универсальных ожиданий работодателей, которым не в полной мере соответствуют компетенции и личностные качества, формируемые школой. Эмпирическую основу составляют данные экспертного интервью с 75 работодателями, принимающими на работу как специалистов с профессиональным, так и со школьным образованием. Количественные данные получены в результате контент-анализа текстов интервью, состоявших из открытых вопросов и вопросов в форме ситуаций. Выявлено несоответствие между социокультурным стереотипом — представлением о том, что школа дает знания, социализирует и учит думать, и ожиданием того, что соискатель рабочего места проявит заинтересованность, ответственность и коммуникабельность. Рассматривается вопрос о возможности сближения запросов работодателей и позиции школы. Предлагается трехстороннее партнерство между школами, работодателями и городским университетом. Участие университета в процессе подготовки учителей к практической работе по выработке у выпускников школ востребованных на рынке компетенций будет содействовать более успешному их трудоустройству.
Ключевые слова: выпускник школы; трудоустройство; соискатель; работодатель; система ожиданий; рынок труда.
Для цитаты: Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 75–83. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07
Шевченко Павел Владимирович, кандидат психологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства, старший научный сотрудник лаборатории управления проектами Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: ShevchenkoPV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-3025-9617
Литература
1. Бочарова Е. Е. Уровневые характеристики взаимосвязи личностной конкурентоспособности и субъективного благополучия старшеклассников // Вестник РУДН. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 62–70. 2. Варшавская Е. Я. Успешность перехода «учеба – работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39–46. 3. Голиусова Ю. В., Ключарев Г. А. О стратегиях занятости современной молодежи // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 72–90. 4. Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 134–150. DOI: 10.15507/1991- 9468.090.022.201801.134-150 5. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48. 6. Макарова О. А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40. C. 427–431. 7. Матюшкина М. Д., Белоусов К. Ю. Социально-педагогический портрет выпускника петербургской школы. Функциональная грамотность и готовность к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 11. С. 53–57. 8. Михалкина Е. В., Косолапова Н. А., Михалкина Д. А. Человеческий капитал и конкурентоспособность выпускников российской средней школы: потенциал формирования и проблемы измерения // Вопросы регулирования экономики = Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 1. С. 13–25. 9. Может ли школа научить мыслить. Практики развития креативного и критического мышления. Научный дайджест № 3. НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2021/10/28/1454935288/Human_Capital_ NCMU_Digest_3_Creative_Thinking_2021.pdf (дата обращения: 16.02.2022). 10. Окладникова Е. А. Преемственность школа – вуз – профессия: система личностных и профессиональных показателей конкурентоспособности выпускников вузов глазами работодателей // Научная мысль. 2012. № 4 (8). С. 8–15. 11. Российская молодежь: образование и наука / Н. В. Бондаренко и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 72 с. 12. Сергеева М. Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68–69. 13. Слукина Т. Л. Школьная отметка — главный критерий конкурентоспособности выпускника школы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2015. № 8. С. 20–22. 14. Шигаева Т. И. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как условие формирования конкурентоспособности выпускников школы // Поиск. Научно-методический журнал. 2019. № 3 (67). С. 37–40. 15. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Современная средняя школа: из чего складывается конкурентоспособность выпускника школы? // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1 (21). С. 8–23. DOI: 10.21684/2411- 7897-2020-6-1-8-23 16. Kuijpers M., Meijers F. Professionalising teachers in career dialogue: an effect study // British Journal of Guidance & Counselling. 2015. № 45 (1). P. 83–96. DOI:10.1080/03069885.2015.1121203
|