PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе

Журнал » 2022 №42 : Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе
    Просмотров: 149

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07

 

ВНЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ ШКОЛЫ: ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА К РАБОТЕ

 

П. В. Шевченко,

МГПУ, Москва,

ShevchenkoPV@mgpu.ru

 

Статья посвящена проблеме подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к работе. Акцентируется внимание на том, что школа основные усилия нацеливает на высокие образовательные результаты и конкурентоспособность выпускника как студента высшего учебного заведения, а не на формирование качеств, востребованных на рынке труда.

Исследуется система ожиданий работодателей относительно деятельности школы по подготовке выпускника, выходящего на рынок труда. Сопоставляются их представления о школе как о социальном институте, готовящем своих выпускников к взрослой жизни и о необходимых качествах соискателя рабочего места, в роли которого выступают выпускники школ. Цель исследования состоит в выявлении универсальных ожиданий работодателей, которым не в полной мере соответствуют компетенции и личностные качества, формируемые школой. Эмпирическую основу составляют данные экспертного интервью с 75 работодателями, принимающими на работу как специалистов с профессиональным, так и со школьным образованием. Количественные данные получены в результате контент-анализа текстов интервью, состоявших из открытых вопросов и вопросов в форме ситуаций. Выявлено несоответствие между социокультурным стереотипом — представлением о том, что школа дает знания, социализирует и учит думать, и ожиданием того, что соискатель рабочего места проявит заинтересованность, ответственность и коммуникабельность.

Рассматривается вопрос о возможности сближения запросов работодателей и позиции школы. Предлагается трехстороннее партнерство между школами, работодателями и городским университетом. Участие университета в процессе подготовки учителей к практической работе по выработке у выпускников школ востребованных на рынке компетенций будет содействовать более успешному их трудоустройству.

 

Ключевые слова: выпускник школы; трудоустройство; соискатель; работодатель; система ожиданий; рынок труда.

 

Для цитаты: Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 75–83. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07

 

Шевченко Павел Владимирович, кандидат психологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства, старший научный сотрудник лаборатории управления проектами Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ShevchenkoPV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-3025-9617

 

 

 

 

Литература

 

1. Бочарова Е. Е. Уровневые характеристики взаимосвязи личностной конкурентоспособности и субъективного благополучия старшеклассников // Вестник РУДН. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 62–70.

2. Варшавская Е. Я. Успешность перехода «учеба – работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39–46.

3. Голиусова Ю. В., Ключарев Г. А. О стратегиях занятости современной молодежи // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 72–90.

4. Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 134–150. DOI: 10.15507/1991- 9468.090.022.201801.134-150

5. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.

6. Макарова О. А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40. C. 427–431.

7. Матюшкина М. Д., Белоусов К. Ю. Социально-педагогический портрет выпускника петербургской школы. Функциональная грамотность и готовность к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 11. С. 53–57.

8. Михалкина Е. В., Косолапова Н. А., Михалкина Д. А. Человеческий капитал и конкурентоспособность выпускников российской средней школы: потенциал формирования и проблемы измерения // Вопросы регулирования экономики = Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 1. С. 13–25.

9. Может ли школа научить мыслить. Практики развития креативного и критического мышления. Научный дайджест № 3. НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2021/10/28/1454935288/Human_Capital_ NCMU_Digest_3_Creative_Thinking_2021.pdf (дата обращения: 16.02.2022).

10. Окладникова Е. А. Преемственность школа – вуз – профессия: система личностных и профессиональных показателей конкурентоспособности выпускников вузов глазами работодателей // Научная мысль. 2012. № 4 (8). С. 8–15.

11. Российская молодежь: образование и наука / Н. В. Бондаренко и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 72 с.

12. Сергеева М. Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68–69.

13. Слукина Т. Л. Школьная отметка — главный критерий конкурентоспособности выпускника школы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2015. № 8. С. 20–22.

14. Шигаева Т. И. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как условие формирования конкурентоспособности выпускников школы // Поиск. Научно-методический журнал. 2019. № 3 (67). С. 37–40.

15. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Современная средняя школа: из чего складывается конкурентоспособность выпускника школы? // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1 (21). С. 8–23. DOI: 10.21684/2411- 7897-2020-6-1-8-23

16. Kuijpers M., Meijers F. Professionalising teachers in career dialogue: an effect study // British Journal of Guidance & Counselling. 2015. № 45 (1). P. 83–96. DOI:10.1080/03069885.2015.1121203