Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Екжанова Е. А. Современное состояние специального и инклюзивного образования

Журнал » 2022 №42 : Екжанова Е. А. Современное состояние специального и инклюзивного образования
    Просмотров: 743

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.03

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е. А. Екжанова,

МГПУ, Москва,

ekjanovaea@mgpu.ru

 

Статья является результатом аналитического исследования в области обеспечения специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях специального и инклюзивного образования. В основу изучения состояния указанных условий положены критерии, заданные в нормативных документах и сложившиеся в результате мониторингов, проведенных на территории Российской Федерации. Специальные образовательные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения. Для их обеспечения необходимы достаточность финансово-экономических и нормативноправовых условий, информационное и кадровое обеспечение учебного процесса.

В ходе исследования выделены три группы региональных субъектов, в которых специальные образовательные условия серьезно различаются между собой: столицы, региональные центры и малые города с сельскими поселениями. Проведенная системная оценка позволяет говорить о необходимости создания условий для эффективного федерального и регионального взаимодействия в вопросах обеспечения качества специального и инклюзивного образования с целью обеспечения функционирования единого образовательного пространства и предоставлении образовательных услуг всем нуждающимся в них детям, независимо от места их проживания.

 

Ключевые слова: специальные образовательные условия; специальное образование; инклюзивное образование; системная оценка; мониторинг; показатели качества; диагностико-прогностический скрининг; популяционные исследования.

 

Для цитаты: Екжанова Е. А. Современное состояние специального и инклюзивного образования // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 26–35. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.03

 

Екжанова Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ekjanovaea@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-7669-875

 

 

 

 

Литература

 

1. Бурмистрова Е. В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 82–86.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2004. 208 c.

3. Екжанова Е. А. Системная профилактика и коррекция школьной неуспешности на основе анализа результатов авторского диагностико-прогностического скрининга // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 8. С. 19–25.

4. Екжанова Е. А. Скрининговые исследования в системе профилактической работы с детьми на начальных этапах обучения в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 7. С. 13–20.

5. Елисеев В. К., Косыгина Е. А., Бычкова Е. С. Мониторинг качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 6. С. 73–78.

6. Елисеев В. К., Романова Ю. В., Коробова М. В. О региональных особенностях оценки качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях России // Научно-теоретический журнал «Экономические и гуманитарные исследования регионов». 2021. № 6. С. 79–84.

7. Зыбарева Н. Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Межрегиональная тьюторская ассоциация: сайт. URL: https://thetutor.ru/biblioteka/tyutorstvov-inklyuzivnom-obrazovanii/tyutorskoe-soprovozhdenie-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 15.03.2022).

8. Крутицкая Е. В. Особенности PR сопровождения деятельности волонтерского центра в сети Интернет // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 10. С. 52–57.

9. Меремьянина А. И., Елисеев В. К., Коробова М. В. Методические рекомендации по совершенствованию системы оценки психолого-педагогических аспектов качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации (для педагогов, родителей и обучающихся). Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. 45 с.

10. Тарарыв И. В. Создание инклюзивного образовательного пространства для сопровождения детей с расстройством аутистического спектра // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 ноября 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 185–187.

11. Телелюева Т. Н., Трофимова Г. С., Строкова Т. И. Инклюзивное образование детей, имеющих сложный дефект: нарушение зрения и аутистические расстройства // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. Т. 3. № 1 (20). С. 30–33.

12. Хаустов А. В., Шумских М. А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1 (70). C. 3–11. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190101

13. Шмачилина-Цибенко С. В. Кадровое обеспечение развития инклюзивного образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 66–69.

14. Ekzhanova E. A. Education and training of children with developmental disabilities // Journal of Learning Disabilities. 2002. № 1. P. 8–15.