PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся

Журнал » 2022 №42 : Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся
    Просмотров: 78

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.01

 

РЕЧЕВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

О. А. Беляева,

ЯГПУ, Ярославль,

olga-alekseevna@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость системного исследования речевой тревожности как одного из наиболее проблемных проявлений типичного эмоционального состояния современных школьников в различных коммуникативных ситуациях, в том числе связанных с необходимостью публичных выступлений. Акцентируется внимание на отсутствии в психолого-педагогической литературе анализа данной проблемы в отношении детей младшего школьного и подросткового возраста.

В качестве психодиагностического инструментария применен опросник «Контроль состояния речи», основывающийся на самооценке респондентом типичных трудностей и переживаний, связанных с расстройством речи и голоса. На основании исследования с участием 210 обучающихся 3–5-х классов общеобразовательных школ представлены выводы о характерных проявлениях речевой тревожности в коммуникации детей на этапах окончания начальной школы и начала обучения в основной школе. Доказан выраженный высокий и критически высокий уровень тревожности в процессе вербальной коммуникации и в ситуациях публичных выступлений для абсолютного большинства учащихся. Выявлены единичные случаи ответов, демонстрирующих полную уверенность детей в собственных речевых способностях и возможностях.

Представлен качественный уровневый анализ проявлений речевой тревожности обучающихся в каждой из параллелей, в котором отражена специфичная динамика проявлений негативных эмоциональных переживаний школьников. Установлено снижение тревожности у мальчиков и ее нарастание у девочек на протяжении исследуемого периода. Сделаны выводы о необходимости организации психокоррекционной работы с обучающимися по оптимизации их коммуникации и снижения речевой тревожности, определены возможные стратегии ее проектирования и реализации.

 

Ключевые слова: системное исследование; речевая тревожность; коммуникация; обучающиеся; мальчики; девочки.

 

Для цитаты: Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 5–13. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.42.2.01

 

Беляева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

Е-mail: olga-alekseevna@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1524-0803

 

 

 

 

Литература

 

1. Беляева О. А. Специфика проявления тревожности у школьников на этапе окончания начальной школы // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Вып. 15. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. С. 172–176.

2. Беляева О. А., Линник И. С. Согласованность позиций участников образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации пятиклассников // Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном образовании: материалы Международной заочной научно-практической конференции (Ярославль – Минск. 31 марта 2017 г.). Ярославль: ЯГПУ, 2017. С. 193–195.

3. Валявко С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития // Системная психология и социология. 2014. № 2 (10). С. 48–57.

4. Заиграева Н. В., Кондакова О. И. Помощь педагога, логопеда и психолога в преодолении нарушений чтения у младших школьников с речевой тревожностью //Постулат. 2017. № 10-2 (24). С. 8.

5. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. СПб.: КАРО, 2006. 672 с.

6. Калягин В. А. Речевая тревога: за и против // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты: международный сборник научных трудов / под ред. С. М. Валявко. М.: Спутник+, 2011. С. 81–88.

7. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. 80 с.

8. Левина Р. Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. 1981. № 1. С. 7–13.

9. Литвиненко Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14510 (дата обращения: 13.04.2022).

10. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.

11. Осипова М. Б., Самохвалова А. Г. Психолого-акмеологические условия развития у старших дошкольников когнитивных ресурсов преодоления коммуникативных трудностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 79–85. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-79-85

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологи / под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.; М. и др.: Питер, 2000. 560 с.

13. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 192 c.

14. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

15. Савина Е. Г., Бура Л. В. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников // Синергия наук. 2017. № 12. С. 632–635.

16. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 358 с.

17. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачевой. М.: Национальный книжный центр, 2016. 144 с.

18. Bodie G. D. A racing heart, rattling knees, and ruminative thoughts: Defining, explaining, and treating public speaking anxiety // Communication Education. 2010. Vol. 59 (1). P. 70–105. DOI: 10.1080/ 03634520903443849

19. Fremouw W. J., Breitenstein J. L. Speech anxiety // Handbook of Social and Evaluation Anxiety / ed. by H. Leitenberg. New York; London, 1990. P. 455–474. DOI: 10.1007/978-1-4899-2504-6_15