Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом

Журнал » 2022 №41 : Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом
    Просмотров: 1147

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.5

 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

У ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

 

С. С. Шарова,

КМБ № 4, Москва,

lightgp@mail.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена использованию авторской методики выявления ведущей руки при диагностике лиц с нарушенным слухом. В настоящий момент существует несколько подходов к выявлению ведущей руки у детей и взрослых: анкеты-опросники, теппинг-тесты, комплексы заданий на выполнение различных действий и аппаратные методики. В рамках школы и колледжа наиболее эффективными являются анкеты-опросники. Авторская методика предназначена для выявления ведущей руки у глухих и слабослышащих обучающихся, но может применяться и для других категорий обучающихся и взрослых.

Апробация и валидизация методики проходила на базе колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы. В качестве эталона использовалась методика М. Аннет по выявлению ведущей руки. В авторскую методику был включен вопрос, выявляющий наличие наследственного фактора при леворукости/праворукости. Кроме того, учащиеся рисовали фигуры обеими руками по очереди, воспроизводили заданные психологом действия, что позволило выполнить системную оценку полученных результатов.

Результаты валидизации выявили высокий уровень статистической значимости корреляции авторской методики с методикой М. Аннет. В статье показано: разработанная методика удовлетворяет необходимым требованиям по критериям надежности и валидности, что позволяет использовать ее для выявления ведущей руки у глухих и слабослышащих учащихся.

 

Ключевые слова: леворукие учащиеся; праворукие учащиеся; системная оценка; лица с нарушенным слухом; глухие учащиеся; слабослышащие учащиеся; тест на выявление ведущей руки.

 

Для цитаты: Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 61–69. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.41.1.5

 

Шарова Светлана Сергеевна, педагог-психолог колледжа малого бизнеса № 4, Москва.

E-mail: lightgp@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7740-1254

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Ахильгова М. Б. Модификация методики по определению ведущей руки для молодежи в возрасте 18–20 лет // Материалы Всероссийского научного форума с международным участием «Неделя молодежной науки – 2021», посвященного медицинским работникам, оказывающим помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией (г. Тюмень, 26–28 марта 2021 г.). Тюмень: Айвекс, 2021. С. 202–203.

2. Бердичевская Е. М. и др. Динамика формирования межполушарных отношений на ранних этапах онтогенеза // Асимметрия. 2011. Т. 5. № 4. С. 4–14.

3. Булгаков О. М. и др. Моделирование надежности тестов с усложненной структурой тестовых заданий // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2020. № 2. С. 62–70.

4. Воронин Н. А., Строганова Т. А. Исследование латерализованных модулей зрительнопространственного внимания // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 119–129.

5. Воронин Н. А., Строганова Т. А. Латерализация модулей зрительно-пространственного внимания и эффект перцептивного научения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 138–149.

6. Гутник Б., Нердер П., Архангельская Ю. Критика некоторых традиционных подходов к исследованиям в области асимметрии и ЦНС // Асимметрия. 2010. Т. 4. № 4. С. 38–46.

7. Николаева Е. И., Борисенкова Е. Ю. Cравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Ассиметрия. 2008. Т. 2. № 1. С. 32–39.

8. Рыжов Б. Н., Шарова С. С. Особенности речевого развития школьников при сочетании факторов нарушенного слуха и мануальной асимметрии // Человеческий капитал. 2018. № 5 (113). С. 105–112. DOI: 10.25629/HC.2018.05.11

9. Соболева И. В. и др. Индивидуальные особенности межполушарного взаимодействия и качество мыслительной деятельности при обучении // Асимметрия. 2008. Т. 2. № 4. С. 29–33.

10. Чуприков А. П. и др. Распределение рукости и некоторые латеральные антропологические признаки среди практически здорового населения Москвы // Асимметрия. 2010. Т. 4. № 1. С. 54–71.

11. Шарова С. С. Влияние ФАГМ на речевое развитие учащихся юношеского возраста с нарушенным слухом // Новации педагогики и психологии: сб. науч. трудов по итогам Международной научно-практической конференции (г. Рязань, 25 марта 2017 г.) / Федеральный центр науки и образования «Эвенсис». Вып. 2. Рязань: [б. и.], 2017. С. 72–74.

12. Шарова С. С. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушенным слухом и разной мануальной асимметрией: методическое пособие: программа психолого-педагогического сопровождения. М: Спутник +, 2017. 18 с.

13. De Kovel C. G. F., Carrión-Castillo A., Francks C. A large-scale population study of early life factors influencing left-handedness // Scientific Reports. 2019. № 9 (1). P. 1–11. DOI:10.1038/s41598-018-37423-8

14. Papadatou-Pastou M. et al. Human handedness: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2020. № 146 (6). P. 481–524. DOI:10.1037/bul0000229

15. Schmitz J. et al. The neurophysiological correlates of handedness: Insights from the lateralized readiness potential // Behavioural Brain Research. 2019. Vol. 364. P. 114–122. DOI: 10.1016/j.bbr.2019.02.021

16. Yang N. et al. Translation, cultural adaption, and test – retest reliability of Chinese versions of the Edinburgh Handedness Inventory and Waterloo Footedness Questionnaire // Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition. 2017. № 23 (3). P. 255–273. DOI: 10.1080/1357650x.2017.1357728