PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая практика защиты школьников от агрессивных проявлений среды

Журнал » 2022 №41 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая практика защиты школьников от агрессивных проявлений среды
    Просмотров: 83

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ

ОТ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДЫ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

В статье представлен комплексный психологический подход к защите школьников от агрессивных проявлений среды, включающий в себя выбор ключевых личностных показателей оценки ценностной сферы и жизненных установок учащихся, характеризующих их актуальный личностный потенциал; проведение опроса старшеклассников и осуществление комплексного психологического анализа особенностей личностного развития современных школьников; определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование личностных установок на противодействие деструктивному воздействию социальной среды.

В статье представлены результаты системного анализа личностных профилей старшеклассников. Анализ построен на индивидуальных личностных профилях, основанных на данных об отклонении конкретного результата конкретного школьника от среднего значения по выборке школьников. Оценочным является вторичный показатель — стен (стандартная десятка), отражающий меру отклонения результата от среднего значения показателя по выборке школьников. В ходе анализа личностных профилей были выделены устойчивые типологические индивидуальные особенности школьников, свидетельствующие о направленности их активности и возможностях противодействия разнообразной социально-деструктивной информации. Все личностные профили были сведены к шести устойчивым личностным профилям, которые рассматриваются как типологии личностных профилей школьников. Проведенное исследование показывает, что только примерно у 30 % школьников все показатели находятся в пределах значений, характеризующихся как норма для детей их возраста.

Результаты системного анализа содержательных особенностей профилей позволили выйти на содержание и критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

 

Ключевые слова: системный анализ; личностные показатели; личностный профиль; общение в социальных сетях; психолого-педагогические подходы; коррекционно-развивающая работа.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая практика защиты школьников от агрессивных проявлений среды // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 

 

 

 

Литература

 

1. Бакланова Н. К., Иванова Т. С., Колот В. В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13–24.

2. Геворкян Е. Н., Романова Е. С., Вачкова С. Н. Психологическое сопровождение семейного образования. М.: Неолит, 2020. 288 с.

3. Добровидова Н. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с тенденцией поведения в группе сверстников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). С. 341–344.

4. Кисова В. В. Проблема регуляции поведения и деятельности в зарубежной психологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 484–487.

5. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Креативная проектная практика самопрезентации молодого специалиста в профессиональной среде: методическое пособие. М.: Спутник +, 2021. 241 с.

7. Романова Е. С., Абушкин Б. М., Решетина С. Ю. Развитие личностного и социального потенциала обучающихся: методическое пособие. М.: Ритм, 2021. 104 с.

8. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

9. Bandyopadhyay S., Cornell D. G., Konold T. R. Validity of three school climate scales to assess bullying, aggressive attitudes, and help seeking // School Psychology Review. 2009. Vol. 38 № 3. P. 338–355. DOI: 10.1080/02796015.2009.12087819

10. Bowes L., Arseneault L., Maughan B. et al. School, neighborhood, and family factors are associated with children’s bullying involvement: A nationally representative longitudinal study // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2009. Vol. 48. № 5. P. 545–553. DOI: 10.1097/CHI. 0b013e31819cb017

11. Bradshaw C. P., Waasdorp T. E., Debnam K. J. et al. Measuring school climate in high schools: A focus on safety, engagement, and the environment // Journal of School Health. 2014. Vol. 84. № 9. P. 593–604. DOI: 10.1111/josh.12186

12. Ebbert A. M., Luthar S. S. Influential domains of school climate fostering resilience in high achieving schools // International Journal of School & Educational Psychology. 2021. Vol. 9. № 4. P. 305–317. DOI: 10. 1080/21683603.2021.1898501

13. Gottfredson D. C., Dipietro S. M. School size, social capital, and student victimization // Sociology of Education. 2011. Vol. 84. № 1. P. 69–89. DOI: 10.1177/0038040710392718

14. Luyten H., Visscher A., Witziers H. School effectiveness research: From a review of the criticism to recommendations for further development // School Effectiveness and School Improvement. 2005. Vol. 16. P. 249–279. DOI: 10.1080/09243450500114884

15. Romanova E. S., Bershedova L. I., Morozova T. Yu. et al. Psychological problems and features of modern schoolchildren’s communication // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2021. Vol. 13. № 1. P. 10–20. DOI: 10.18844/wjet.v13i1.5360

16. Waasdorp T. E., Lindstrom J. S., Shukla K. D. et al. Measuring school climate: Invariance across middle and high school students // Children & Schools. 2019. Vol. 42. № 1. P. 53–62. DOI: 10.1093/cs/cdz026