PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Круглова Е. А., Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости

Журнал » 2022 №41 : Круглова Е. А., Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости
    Просмотров: 80

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2

 

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА БУДУЩЕГО

В ПЕРИОД ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ

 

 

Е. А. Круглова,

ИвГУ, Иваново,

kruglo-e@mail.ru,

К. А. Корягина,

детский дом «Радуга», Иваново,

ksenia42@hotmail.com

 

В статье анализируются проблемы, связанные с восприятием будущего представителями разного возраста. В психологии личности вопрос отношения к собственному будущему является одним из важнейших в рамках экзистенциальных ценностей и отражает перспективы ее самореализации. Методологической основой исследования является системный подход и его основные принципы, в частности принцип многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его многочисленных детерминант.

Системно-психологическому анализу подвергнуты различные аспекты образа будущего у представителей разных возрастных групп: представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем; значимость различных сфер жизнедеятельности в будущем; степень ориентации на будущее в целом. Исследованы психологические детерминанты образа будущего в юношеском и молодом возрасте.

Результаты исследования показали, что у лиц юношеского и молодого возраста присутствуют представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем. Однако восприятие долгосрочных перспектив у лиц юношеского возраста выражено слабее. Установлено, что неустойчивое эмоциональное состояние личности со склонностью к невротизации способствует формированию негативного образа будущего и неудовлетворенности различными сторонами жизни. Таким образом, степень ориентации на будущее в юношеском и молодом возрасте детерминирована разными психологическими характеристиками, но в системе представлений о времени дает общую картину образа будущего личности.

 

Ключевые слова: системный подход; личность; образ будущего; временная перспектива; сферы жизнедеятельности; степень ориентации на будущее; самоактуализация.

 

Для цитаты: Круглова Е. А., Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 19–29. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2

 

Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921

Корягина Ксения Александровна, педагог-психолог Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Радуга», Иваново.

E-mail: ksenia42@hotmail.com

ORCID: 0000-0003-2536-5746

 

 

 

 

Литература

 

1. Абрамов С. В. Социокультурная и психосоциальная обусловленность образа будущего в сознании общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 1. С. 16–19.

2. Абрамова С. Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи // Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 3. С. 97–106.

3. Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии // Психология. 2004. № 3. С. 3–17.

4. Белогай К. Н., Бугрова Н. А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 86–104.

5. Данилова Н. С. Целевая составляющая образа будущего в юношеском возрасте // Научные исследования XXI века. 2020. № 1 (3). С. 394–400.

6. Дудина О. М., Алексеев М. О. Образ будущего и жизненные стратегии современной студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С. 8–14.

7. Желтикова И. В. Исследования будущего и место в них концепта «образ будущего» // Философская мысль. 2020. № 2. С. 15–32.

8. Канищева М. А. Особенности образа будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2016. 22 с.

9. Канищева М. А., Жукова В. И., Саенко Д. М. Осмысленность жизни как параметр образа будущего студентов с разным уровнем субъективного контроля [Электронный ресурс] // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы VII Всероссийской конференции с международным участием, 23–25 ноября 2017 г. / под ред. П. В. Ткаченко. Ч. 1. Курск: КГМУ, 2017. 1 CD/R. С. 156–160.

10. Касториадис К. Воображаемое установление общества. М.: Гнозис, 2003. 480 с.

11. Колда А. А. Образ желаемого будущего у подростков из больших и малых городов // Психология — наука будущего: материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего», 14–15 ноября 2017 года, Москва / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2017. С. 381–385.

12. Корягина К. А. Половые различия в восприятии образа будущего и в мотивационной сфере студентов вузов // Международный студенческий научный вестник: сетевое издание. 2019. № 1. С. 81.

13. Обозов Н. Н., Полежаева О. Д. Принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики в концепции Б. Ф. Ломова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / отв. ред.: А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2017. С. 289–295.

14. Озеров А. А. Образ будущего в контексте проблем социума // Право и образование. 2019. № 9. С. 18–25.

15. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

16. Серякова С. Б., Звонова Е. В., Антонова У. А. Образ будущего в планировании карьеры молодыми сотрудниками // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 69–77.

17. Скворцов Н. Г., Безрукова О. Н., Шилкина Н. Е. Молодежь XXI века: образ будущего // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 148–150.

18. Тавасиева А. М., Тавасиева З. Р. Образ будущего и профессиональная ориентация молодежи: успешность и самореализация // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 марта 2018 г., г. Оренбург): в 2 ч. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 158–162.

19. Тихонова А. А. Взаимосвязь образа будущего я с мотивацией к саморазвитию в возрасте юности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2015. 23 c.

20. Шелкопляс Е. В. Образ будущего: духовный, социальный и нравственный аспекты // На пути к гражданскому обществу. 2017. № 2 (26). С. 95–110.

21. Шилова Н. П., Бруданов П. П. Изменение представлений об образе будущего в юношеском возрасте // Психолог. 2020. № 4. С. 45–59.

22. Arnett J. J., Padilla-Walker L. M. Brief report: Danish emerging adults’ conceptions of adulthood // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 38. P. 39–44. DOI: 10.1016/j.adolescence.2014.10.011

23. Badger S., Nelson L. J., Barry C. M. Perceptions of the transition to adulthood among Chinese and American emerging adults // International Journal of Behavioral Development. 2006. Vol. 30. № 1. P. 84–93. DOI: 10.1177/0165025406062128

24. Hirsch D. Constructions and interpretations in adolescence: From the future anterior to the re-composed past // Adolescence. 2011. Vol. HS 1. Issue 5. P. 189–199. DOI: 10.3917/ado.hs01.0189

25. Kelly G. A. A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1963, 208 р.

26. Porcelli C., Palumbo A. Adolescence between Past and Future // Adolescent Health and Wellbeing. November 2019. P. 273–284. DOI: 10.1007/978-3-030-25816-0_13

27. Ramatov J., Rakhmanova S., Yunusova N. S. Philosophical analysis of socio-economic forecasting of the future // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol. 24. Special Issue 1. P. 991–999. DOI: 10.37200/IJPR/V24SP1/PR201244

28. Seginer R., Lilach E. How adolescents construct their future: the effect of loneliness on future orientation // Journal of Adolescence. 2004. Vol. 27. № 6. P. 625–643. DOI: 10.1016/j.adolescence.2004.05.003

29. Tikkanen J. Concern or confidence? Adolescents’ identity capital and future worry in different school contexts // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 46. P. 14–24. DOI: 10.1016/j.adolescence.2015.10.011