PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

Журнал » 2021 №40 : Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева
    Просмотров: 270

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.7

 

ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСТВЕ

В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru

 

В статье рассматривается нравственное развитие в детстве в творчестве русского писателя конца ХIX – начала XX в. Леонида Николаевича Андреева. Этот процесс он анализирует в условиях резкого пессимистического контраста между светлым миром детства и жестоким миром взрослых, обусловленного взаимосвязью рождения с надвигающейся смертью; социальной несправедливостью; равнодушием близких взрослых. Нравственное взросление ребенка неосознанно стимулируют взрослые, родители, случайно создающие для него реальную ситуацию тяжелого морального выбора. В поисках выхода из нее ребенок самостоятельно решает нравственную проблему, опираясь на образную логику, в совокупности моральных чувств, разума и воли, поэтапно переходя от остро переживаемых эмоций относительно проблемы и ее отрицания к пониманию ее сущности и выбору способа действия.

Главным условием нравственного взросления является духовная деятельность самого ребенка, а важнейшими приобретениями — произвольность поведения, умение понять точку зрения другого человека. Поведение ребенка, теряя детскую непосредственность, превращается из импульсивного и ситуативного в волевое. Он осознанно начинает, с одной стороны, строить нравственное поведение, направленное на помощь человеку, а с другой — на активный протест против несправедливостей мира взрослых или поиск идеала лучшей жизни. Протест может принять асоциальную направленность, а найденный идеал оказаться быстро разрушающейся иллюзией, краткое обладание которой все-таки возрождает духовную жизнь маленького человека.

Важными средствами нравственного развития являются чтение сказок, общение с природой и сверстниками, художественное творчество. Возрастные особенности взросления Андреев видит в усложнении предмета нравственного поведения — от понимания к сочувствию человеку и поиску идеала; в усложнении структуры нравственной деятельности — от организации помощи ближнему к активному протесту против зла жизни; а индивидуальные — в своеобразии эмоциональных переживаний и выборе способа решения нравственной проблемы.

 

Ключевые слова: Леонид Андреев; детство; агрессия; апатия; аффект; детская непосредственность; нравственное развитие; произвольность поведения; умение видеть точку зрения другого человека.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 75–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.7

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889

 

 

 

Литература

 

1. Андреев Л. Н. Повести и рассказы. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1981. 512 с.

2. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Рассказы. 1898–1903 гг. М.: Худ. лит., 1990. 639 с.

3. Андреев Л. Н. Петька на даче. М.: Эксмо, 2007. 160 с.

4. Брусянин В. В. Дети и писатели. Литературно-общественные параллели. (Дети в произведениях А. П. Чехова, Л. Андреева, А. Н. Куприна и Ал. Ремизова). М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1915. 272 с.

5. Гундобин Н. П. О призрении и воспитании молодого поколения. СПб.: Изд. А. Е. Рябченко, 1901. 31 с.

6. Гундобин Н. П. Детская смертность в России и меры борьбы с нею. СПб.: Лит.-мед. журнал д-ра Окса, 1906. 31 с.

7. Дементьева И. К., Попшой Д. Р. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Цифровая среда дошкольного детства: сб. мат. VI Междунар. научно-практ. конф. Киров, 2021. С. 31–33.

8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

9. Космачева Н. В. Психологические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 45–49.

10. Мельникова Н. В., Канунников Р. И. Новообразования нравственной сферы в период детства // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2021. № 1. С. 56–61.

11. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л.: Учпедгиз, 1932. 412 с.

13. Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб.: Изд. А. Е. Рябченко, 1884. 206 с.

14. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997. 384 с.

15. Урунтаева Г. А. Детская психология. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020, 384 с.

16. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Современный дошкольник: тенденции изменения в детско-родительских отношениях и психическом развитии // Развитие человека в современном мире. 2019. № 3. С. 48–59.

17. Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца XIX – начала XX веков. М.: Юрайт, 2019. 194 с.

18. Dahl A., Killen M. A Developmental perspective on the origins of morality in infancy and early childhood // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01736; URL: https://www.frontiersin. org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01736/full (access date: 23.10.2021).

19. Britton J. Young people as moral beings: Childhood, morality and inter-generational relationships // Children & Society. 2014. № 29 (5). P. 495–507. DOI: 10.1111/chso.12085

20. Van de Vondervoort J. W., Hamlin J. K. Preschoolers’ social and moral judgments of third-party helpers and hinderers align with infants’ social evaluations // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. № 164. P. 136–151. DOI: 10.1016/j.jecp.2017.07.004

21. Wynn K. Origins of value conflict: babies do not agree to disagree // Trends in Cognitive Sciences. 2016. № 20. P. 3–5. DOI: 10.1016/j.tics.2015.08.018

22. Sommerville J. A. Infants’ understanding of distributive fairness as a test case for identifying the extents and limits of infants’ sociomoral cognition and behavior // Child Development Perspectives. 2018. № 12. P. 141–145. DOI: 10.1111/cdep.12283