Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева
 

Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

Журнал » 2021 №40 : Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева
    Просмотров: 2415

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.7

 

ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСТВЕ

В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru

 

В статье рассматривается нравственное развитие в детстве в творчестве русского писателя конца ХIX – начала XX в. Леонида Николаевича Андреева. Этот процесс он анализирует в условиях резкого пессимистического контраста между светлым миром детства и жестоким миром взрослых, обусловленного взаимосвязью рождения с надвигающейся смертью; социальной несправедливостью; равнодушием близких взрослых. Нравственное взросление ребенка неосознанно стимулируют взрослые, родители, случайно создающие для него реальную ситуацию тяжелого морального выбора. В поисках выхода из нее ребенок самостоятельно решает нравственную проблему, опираясь на образную логику, в совокупности моральных чувств, разума и воли, поэтапно переходя от остро переживаемых эмоций относительно проблемы и ее отрицания к пониманию ее сущности и выбору способа действия.

Главным условием нравственного взросления является духовная деятельность самого ребенка, а важнейшими приобретениями — произвольность поведения, умение понять точку зрения другого человека. Поведение ребенка, теряя детскую непосредственность, превращается из импульсивного и ситуативного в волевое. Он осознанно начинает, с одной стороны, строить нравственное поведение, направленное на помощь человеку, а с другой — на активный протест против несправедливостей мира взрослых или поиск идеала лучшей жизни. Протест может принять асоциальную направленность, а найденный идеал оказаться быстро разрушающейся иллюзией, краткое обладание которой все-таки возрождает духовную жизнь маленького человека.

Важными средствами нравственного развития являются чтение сказок, общение с природой и сверстниками, художественное творчество. Возрастные особенности взросления Андреев видит в усложнении предмета нравственного поведения — от понимания к сочувствию человеку и поиску идеала; в усложнении структуры нравственной деятельности — от организации помощи ближнему к активному протесту против зла жизни; а индивидуальные — в своеобразии эмоциональных переживаний и выборе способа решения нравственной проблемы.

 

Ключевые слова: Леонид Андреев; детство; агрессия; апатия; аффект; детская непосредственность; нравственное развитие; произвольность поведения; умение видеть точку зрения другого человека.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 75–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.7

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889

 

 

 

Литература

 

1. Андреев Л. Н. Повести и рассказы. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1981. 512 с.

2. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Рассказы. 1898–1903 гг. М.: Худ. лит., 1990. 639 с.

3. Андреев Л. Н. Петька на даче. М.: Эксмо, 2007. 160 с.

4. Брусянин В. В. Дети и писатели. Литературно-общественные параллели. (Дети в произведениях А. П. Чехова, Л. Андреева, А. Н. Куприна и Ал. Ремизова). М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1915. 272 с.

5. Гундобин Н. П. О призрении и воспитании молодого поколения. СПб.: Изд. А. Е. Рябченко, 1901. 31 с.

6. Гундобин Н. П. Детская смертность в России и меры борьбы с нею. СПб.: Лит.-мед. журнал д-ра Окса, 1906. 31 с.

7. Дементьева И. К., Попшой Д. Р. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Цифровая среда дошкольного детства: сб. мат. VI Междунар. научно-практ. конф. Киров, 2021. С. 31–33.

8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

9. Космачева Н. В. Психологические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 45–49.

10. Мельникова Н. В., Канунников Р. И. Новообразования нравственной сферы в период детства // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2021. № 1. С. 56–61.

11. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л.: Учпедгиз, 1932. 412 с.

13. Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб.: Изд. А. Е. Рябченко, 1884. 206 с.

14. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997. 384 с.

15. Урунтаева Г. А. Детская психология. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020, 384 с.

16. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Современный дошкольник: тенденции изменения в детско-родительских отношениях и психическом развитии // Развитие человека в современном мире. 2019. № 3. С. 48–59.

17. Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца XIX – начала XX веков. М.: Юрайт, 2019. 194 с.

18. Dahl A., Killen M. A Developmental perspective on the origins of morality in infancy and early childhood // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01736; URL: https://www.frontiersin. org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01736/full (access date: 23.10.2021).

19. Britton J. Young people as moral beings: Childhood, morality and inter-generational relationships // Children & Society. 2014. № 29 (5). P. 495–507. DOI: 10.1111/chso.12085

20. Van de Vondervoort J. W., Hamlin J. K. Preschoolers’ social and moral judgments of third-party helpers and hinderers align with infants’ social evaluations // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. № 164. P. 136–151. DOI: 10.1016/j.jecp.2017.07.004

21. Wynn K. Origins of value conflict: babies do not agree to disagree // Trends in Cognitive Sciences. 2016. № 20. P. 3–5. DOI: 10.1016/j.tics.2015.08.018

22. Sommerville J. A. Infants’ understanding of distributive fairness as a test case for identifying the extents and limits of infants’ sociomoral cognition and behavior // Child Development Perspectives. 2018. № 12. P. 141–145. DOI: 10.1111/cdep.12283