PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки

Журнал » 2021 №40 : Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
    Просмотров: 297

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.4

 

РОЛЬ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ОЦЕНОК

В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

М. С. Алексеенко,

НИИЦ (АКМ и ВЭ), Москва,

ulitsapesen@gmail.com

 

Настоящая статья является продолжением работы по созданию модели системного психологического обеспечения летной деятельности. Исследование посвящено изучению взаимосвязи между интегральными оценками профессионально важных качеств (когнитивных, личностных, мотивационных) и оценками подготовки летных экипажей, т. е. тому, в какой степени применяемая система отбора позволяет точно прогнозировать эффективность обучения пилотов и выполнения полетов. Профессионально важные качества (ПВК) понимаются как индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В работе устанавливается взаимосвязь между уровнем развития ПВК и параметрами успешности летной деятельности. Акцент сделан на различиях между формальными и неформальными оценками экспертов (инструкторов и психологов).

Системный анализ принципов, лежащих в основе оценки летной подготовки, показал, что общая оценка, которую пилот получает в ходе прохождения тренажера или выполнения полета, во многом носит формальный характер. В свою очередь, комментарии инструктора дают более точное представление о действительном уровне развития не только летных, профессионально важных качеств пилотов, но и психологических. Качественный анализ данных показал, что применение единой четырехбалльной системы формальных оценок летных и психологических качеств целесообразно применять по двум причинам: она наименее формальна и максимально сопоставима с результатами летной деятельности. Как показано в работе, основной акцент необходимо делать на неформальной оценке экспертов.

 

Ключевые слова: системный анализ; профессиональный психологический отбор; формальные и неформальные оценки летной подготовки; профессионально важные качества (ПВК); система оценки летной подготовки; CAE; CRM.

 

Для цитаты: Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 48–59. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.4

 

Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИЦ (АКМ и ВЭ), преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training, специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва.

E-mail: ulitsapesen@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0152-7026

 

 

 

Литература

 

1. Алексеенко М. С. Модель системного психологического обеспечения летной деятельности // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 97–109. DOI: 10.25688/22236872.2021.38.2.09

2. Гандер Д. В. Психологические особенности профессиональной деятельности пилота воздушного судна / Д. В. Гандер и др. // Проблемы безопасности полетов. 2017. № 9. С. 3–14.

3. Клевцова Е. В., Благинин А. А. Проблема исследования психологических детерминант успешности обучения и профессиональной надежности деятельности пилотов // XXV Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2021 г.). СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. С. 146–155.

4. Покровский Б. Л. Психологический отбор в авиации // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 9. М.: Ин-т психологии РАН, 2020. С. 379–389. (Труды Института психологии РАН).

5. Пономаренко В. А., Ворона А. А., Лапа В. В. Стратегические направления решения проблемы человеческого фактора в военной авиации // Военная мысль. 2017. № 4. С. 35–41.

6. Праскурничий Е. А. Безопасность полетов — новые понятийные и концептуальные авиамедицинские аспекты / Е. А. Праскурничий и др. // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2021. Т. 55. № 5. С. 31–39. DOI: 10.21687/0233-528X-2021-55-5-31-39

7. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

8. Bailey D. H. Risky business: Correlation and causation in longitudinal studies of skill development / D. H. Bailey et al. // American Psychologist. 2018. № 73 (1). P. 81–94. DOI:10.1037/amp0000146

9. Burger K.-H., Neg H., Hörmann H.-J. Lufthansa’s new basic performance of flight crew concept: A competence based marker system for defining pilots’ performance profile // Proceedings of the 12th International Symposium on Aviation Psychology. 2003. Vol. 1. P. 172–175.

10. Dahlström N., Laursen J., Bergström J. Crew resource management, threat and error management and assessment of CRM skills. 2008. 54 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/262655038_Crew_ Resource_Management_Threat_and_Error_Management_and_Assessment_of_CRM_Skills

11. Damos D. L., Koonce J. M. Methodological and analytical concerns on the pilot selection research of Park and Lee (1992) // Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society. 1997. № 39 (1). P. 9–13. DOI: 10.1518/001872097778940669

12. Hendrickson S. M. L., Goldsmith, T. E., Johnson P. J. Retention of airline pilots’ knowledge and skill // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. 2006. № 50 (17). P. 1973–1976. DOI: 10.1177/154193120605001755

13. Hörmann H.-J., Goerke P. Assessment of social competence for pilot selection // International Journal of Aviation Psychology. 2014. № 24 (1). P. 6–28. DOI: 10.1080/10508414.2014.860843

14. Hörmann H.-J., Maschke P. On the relation between personality and job performance of airline pilots // International Journal of Aviation Psychology. 1996. Vol. 6. P. 171–178. DOI: 10.1207/s15327108ijap0602_4

15. Hunter D. R., Burke E. F. Predicting aircraft pilot-training success: A meta-analysis of published research // International Journal of Aviation Psychology. 1994. Vol. 4. P. 297–313. DOI: 10.1207/s15327108ijap0404_1

16. Kopelman S. Tit for tat and beyond: The legendary work of Anatol Rapoport // Negotiation and Conflict Management Research. 2019. № 13 (1). P. 60–84. DOI: 10.1111/ncmr.12172

17. Lutte R. An investigation of the United States airline pilot labor supply // Journal of Air Transport Studies. 2014. № 5 (2). P. 53–83. DOI: 10.38008/jats.v5i2.68

18. Salas E. Does crew resource management training work? An update, an extension, and some critical needs / E. Salas et al. // Human Factors. 2006. Vol. 48. № 2. P. 392–412. DOI: 10.1518/001872006777724444

19. Shane N. The relationship of a pilot’s educational background, aeronautical experience and recency of experience to performance in initial training at a regional airline // Theses and Dissertations. 2016. 343. URL: https://commons.und.edu/theses/343

20. Traverse P. Airbus Electrical Flight Controls: A family of fault-tolerant systems // Digital Avionics Handbook. CRC Press, 2017. P. 502–519. DOI: 10.1201/b17545-31