PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ

Журнал » 2021 №40 : Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
    Просмотров: 231

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.3

 

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ:

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

Е. Н. Волкова,

РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург,

envolkova@yandex.ru

 

Статья посвящена системному анализу проблемы подросткового буллинга, которая сегодня находится в фокусе исследовательского интереса психологов. Отличительной особенностью российских исследований является признание социально-психологической природы подросткового буллинга и влияние социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка на возникновение и поддержание травли. Изучение состояния основных институтов социализации современных подростков позволяет выявить системные закономерности подросткового буллинга, разрабатывать эффективные стратегии и тактики помощи и профилактики.

С целью системного анализа в статье обобщены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований институтов социализации современных детей как фактора влияния на подростковый буллинг. Традиционные институты социализации подростков (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные группы сверстников) характеризуются системными изменениями, способствующими возникновению и распространению подросткового буллинга. Появление новых институтов социализации содержат риски возникновения подросткового буллинга. К изменениям относят структурные и функциональные нарушения семьи, габитуализацию феномена неблагополучной семьи; изменение детско-родительских отношений, тип семейного воспитания, насильственные установки родителей; изменения ценностно-смысловых ориентиров современного образования, насильственный контекст образовательной среды, двойственную и противоречивую позицию педагогов по отношению к буллингу; нарушение соотношения и структур формальных и неформальных подростковых групп, изменения в характере подростковой дружбы; негативное влияние СМИ, взаимодействие подростков в социальных сетях, нарушение безопасности общения в Интернете.

Средовая детерминация подросткового буллинга и социально-психологический характер этого феномена оказываются определяющими в разработке программ вмешательства, организации помощи участникам буллинга и его предотвращения. Современное состояние основных институтов социализации подростков выступают провокативным фактором буллинга.

 

Ключевые слова: институты социализации; системный анализ; социальные изменения; подростки; буллинг.

 

Для цитаты: Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 35–47. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.3

 

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

E-mail: envolkova@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-9667-4752

 

 

 

Литература

 

1. Алединова Ф. Д. Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде // Форум молодых ученых. 2018. № 4 (20). С. 82–87.

2. Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 184–190.

3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.

4. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 17. DOI: 10.26795/2307- 1281-2017-3-17

5. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Социально-психологические и личностные особенности подростков — свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 10. DOI:  10.26795/2307-1281-2020-8-4-10

6. Волкова И. В. Подростковый буллинг и стиль общения педагога // Научное мнение. 2017. № 5. С. 56–63.

7. Голубева Н. А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 1. С. 130–150. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-130-150

8. Гришина Т. Г. Виктимизация детей подросткового возраста: взаимосвязь буллинга и семейного насилия // Социальная работа в области защиты семьи и детей: традиционные подходы и инновационные технологии: сб. материалов II Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 февраля 2019 г.) [Электронный ресурс] / отв. ред.: Н. М. Комарова, Т. Ф. Суслова. М.: ИИУ МГОУ, 2019. С. 43–47. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9. Дубровина И. В. Непрерывное образование в контексте культуры // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 8–17. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-8-17

10. Молчанова Д. В., Новикова М. А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 72 с. (Современная аналитика образования. № 1 (31)).

11. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78–97. DOI: 10.17323/1814- 9545-2019-2-78-97

12. Реан А. А., Кошелева Е. С., Новикова М. А. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 63–74.

13. Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии: научно-методический журнал. 2019. № 1 (97). С. 165–177.

14. Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-37-59

15. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. C. 61–73.

16. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 12–22.

17. СоциоДиггер. 2020. Сентябрь. Т. 1. Вып. 2: Семья и родительство / под ред. Ж. Черновой, Л. Шпаковской [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/podborka/wciom_ sociodigger_092020.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

18. Федосеева Т. Е. Проблема влияния средств массовой информации на развитие личности современных подростков / Т. Е. Федосеева и др. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 (7). С. 336–342.

19. Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276–295.

20. Шейнов В. П. Кибербуллинг в молодежной среде: предикторы и последствия // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2020. С. 103–107.

21. Щекотуров А. В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3-1. С. 441–445.

22. Aldridge J. M., McChesney K., Afari E. Relationships between school climate, bullying and delinquent behaviours // Learning Environments Research. 2018. Vol. 21. № 1. P. 153–172. DOI: 10.1007/s10984- 017-9249-6

23. DeHue F., Bolman C., Völlink T. Cyberbullying: Youngsters’ experiences and parental perception // CyberPsychology & Behavior. 2008. Vol. 11. № 2. Р. 217–223. DOI: 10.1089/cpb.2007.0008

24. Due P. Socioeconomic inequality in exposure to bullying during adolescence: a comparative, crosssectional, multilevel study in 35 countries / P. Due et al. // American Journal of Public Health. 2009. Vol. 99. № 5. P. 907–914. DOI: 10.2105/ajph.2008.139303

25. Kowalski R. M., Limber S. P. Psychological, physical, and academic correlates of cyberbullying and traditional bullying // Journal of Adolescent Health. 2013. Vol. 53. № 1. P. 13–20. DOI: 10.1016/j. jadohealth.2012.09.018

26. Laftman S. B., Östberg V., Modin B. School climate and exposure to bullying: A multilevel study // School Effectiveness and School Improvement. 2017. Vol. 28. № 1. P. 153–164. DOI: 10.1080/09243453.2016.1253591

27. Ma X. Bullying in middle school: Individual and school characteristics of victims and offenders // School Effectiveness and School Improvement. 2002. Vol. 13. № 1. P. 63–89. DOI: 10.1076/sesi.13.1.63.3438

28. Olweus D. Familial and temperamental determinants of aggressive behavior in adolescent boys: A causal analysis // Developmental Psychology. 1980. Vol. 16. № 6. P. 644–660. DOI: 10.1037/0012-1649.16.6.644