Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Журнал » 2021 №40 : Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ |
Просмотров: 1911 УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.3
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Е. Н. Волкова, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, envolkova@yandex.ru
Статья посвящена системному анализу проблемы подросткового буллинга, которая сегодня находится в фокусе исследовательского интереса психологов. Отличительной особенностью российских исследований является признание социально-психологической природы подросткового буллинга и влияние социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка на возникновение и поддержание травли. Изучение состояния основных институтов социализации современных подростков позволяет выявить системные закономерности подросткового буллинга, разрабатывать эффективные стратегии и тактики помощи и профилактики. С целью системного анализа в статье обобщены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований институтов социализации современных детей как фактора влияния на подростковый буллинг. Традиционные институты социализации подростков (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные группы сверстников) характеризуются системными изменениями, способствующими возникновению и распространению подросткового буллинга. Появление новых институтов социализации содержат риски возникновения подросткового буллинга. К изменениям относят структурные и функциональные нарушения семьи, габитуализацию феномена неблагополучной семьи; изменение детско-родительских отношений, тип семейного воспитания, насильственные установки родителей; изменения ценностно-смысловых ориентиров современного образования, насильственный контекст образовательной среды, двойственную и противоречивую позицию педагогов по отношению к буллингу; нарушение соотношения и структур формальных и неформальных подростковых групп, изменения в характере подростковой дружбы; негативное влияние СМИ, взаимодействие подростков в социальных сетях, нарушение безопасности общения в Интернете. Средовая детерминация подросткового буллинга и социально-психологический характер этого феномена оказываются определяющими в разработке программ вмешательства, организации помощи участникам буллинга и его предотвращения. Современное состояние основных институтов социализации подростков выступают провокативным фактором буллинга.
Ключевые слова: институты социализации; системный анализ; социальные изменения; подростки; буллинг.
Для цитаты: Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 35–47. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.3
Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. E-mail: envolkova@yandex.ru ORCID: 0000-0001-9667-4752
Литература
1. Алединова Ф. Д. Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде // Форум молодых ученых. 2018. № 4 (20). С. 82–87. 2. Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 184–190. 3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159. 4. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 17. DOI: 10.26795/2307- 1281-2017-3-17 5. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Социально-психологические и личностные особенности подростков — свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 10. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-4-10 6. Волкова И. В. Подростковый буллинг и стиль общения педагога // Научное мнение. 2017. № 5. С. 56–63. 7. Голубева Н. А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 1. С. 130–150. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-130-150 8. Гришина Т. Г. Виктимизация детей подросткового возраста: взаимосвязь буллинга и семейного насилия // Социальная работа в области защиты семьи и детей: традиционные подходы и инновационные технологии: сб. материалов II Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 февраля 2019 г.) [Электронный ресурс] / отв. ред.: Н. М. Комарова, Т. Ф. Суслова. М.: ИИУ МГОУ, 2019. С. 43–47. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 9. Дубровина И. В. Непрерывное образование в контексте культуры // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 8–17. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-8-17 10. Молчанова Д. В., Новикова М. А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 72 с. (Современная аналитика образования. № 1 (31)). 11. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78–97. DOI: 10.17323/1814- 9545-2019-2-78-97 12. Реан А. А., Кошелева Е. С., Новикова М. А. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 63–74. 13. Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии: научно-методический журнал. 2019. № 1 (97). С. 165–177. 14. Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-37-59 15. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. C. 61–73. 16. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 12–22. 17. СоциоДиггер. 2020. Сентябрь. Т. 1. Вып. 2: Семья и родительство / под ред. Ж. Черновой, Л. Шпаковской [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/podborka/wciom_ sociodigger_092020.pdf (дата обращения: 01.10.2021). 18. Федосеева Т. Е. Проблема влияния средств массовой информации на развитие личности современных подростков / Т. Е. Федосеева и др. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 (7). С. 336–342. 19. Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276–295. 20. Шейнов В. П. Кибербуллинг в молодежной среде: предикторы и последствия // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2020. С. 103–107. 21. Щекотуров А. В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3-1. С. 441–445. 22. Aldridge J. M., McChesney K., Afari E. Relationships between school climate, bullying and delinquent behaviours // Learning Environments Research. 2018. Vol. 21. № 1. P. 153–172. DOI: 10.1007/s10984- 017-9249-6 23. DeHue F., Bolman C., Völlink T. Cyberbullying: Youngsters’ experiences and parental perception // CyberPsychology & Behavior. 2008. Vol. 11. № 2. Р. 217–223. DOI: 10.1089/cpb.2007.0008 24. Due P. Socioeconomic inequality in exposure to bullying during adolescence: a comparative, crosssectional, multilevel study in 35 countries / P. Due et al. // American Journal of Public Health. 2009. Vol. 99. № 5. P. 907–914. DOI: 10.2105/ajph.2008.139303 25. Kowalski R. M., Limber S. P. Psychological, physical, and academic correlates of cyberbullying and traditional bullying // Journal of Adolescent Health. 2013. Vol. 53. № 1. P. 13–20. DOI: 10.1016/j. jadohealth.2012.09.018 26. Laftman S. B., Östberg V., Modin B. School climate and exposure to bullying: A multilevel study // School Effectiveness and School Improvement. 2017. Vol. 28. № 1. P. 153–164. DOI: 10.1080/09243453.2016.1253591 27. Ma X. Bullying in middle school: Individual and school characteristics of victims and offenders // School Effectiveness and School Improvement. 2002. Vol. 13. № 1. P. 63–89. DOI: 10.1076/sesi.13.1.63.3438 28. Olweus D. Familial and temperamental determinants of aggressive behavior in adolescent boys: A causal analysis // Developmental Psychology. 1980. Vol. 16. № 6. P. 644–660. DOI: 10.1037/0012-1649.16.6.644 |