Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования
Журнал » 2021 №39 : Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования |
Просмотров: 1329
УДК 159.923 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.4
СИСТЕМА АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ В ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
З. В. Румянцева, КГУ, Кострома, rumschmus@mail.ru
В статье охарактеризована система акмеологических аспектов психологии музыкального образования и развития личности. Целью исследования является определение и систематизация основных ориентиров музыкально-психологического развития личности в русле акмеологической науки. Достижение продуктивности музыкально-педагогического образования зависит от преодоления ряда внешних и внутренних проблем под непосредственным воздействием акмеологических ориентиров в поиске решения задач прогрессивного функционирования. Определение акмеологических ориентиров содействует повышению качества содержания музыкально-педагогического образования и способствует достижению высшей ступени индивидуального развития личности. Результаты проведенного системно-аналитического исследования показывают, что к акмеологическим ориентирам профессиональной подготовки педагогов-музыкантов относятся реализация интонационного и сенсорного воспитания личности; расширение области психологических знаний в направлении понимания специфики содержания музыкальной деятельности; изучение сущности творческого развития личности; обеспечение исследовательской направленности профессиональной деятельности педагога-музыканта. Следование акмеологическим ориентирам как целевым установкам, содействующим саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации будущих педагогов-музыкантов, является необходимым условием системного формирования их психологической компетентности в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психология музыкального образования; акмеологические ориентиры; системный анализ; принципы акмеологического развития личности; музыкально-исполнительское искусство; художественно-творческое саморазвитие личности; интонационное воспитание; сенсорное воспитание.
Для цитаты: Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 52–60. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.39.3.4
Румянцева Зоя Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры музыки Института культуры и искусств Костромского государственного университета, Кострома. E-mail: rumschmus@mail.ru ORCID: 0000-0002-4499-206X
Литература
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 375 с. 2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 413 с. 3. Грибкова О. В., Квартальнова Е. А. Музыкальное образование как фактор всестороннего развития личности // Искусство и образование. 2021. № 2 (130). Р. 99–105. DOI: 10.51631/2072- 0432_2021_130_2_99 4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Воронеж, 2004. 752 с. 5. Запорожец А. В. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 98 с. 6. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1983. 112 с. 7. Корчагина Н. В. Акмеологический аспект профессионализма музыканта-исполнителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 3. С. 116–122. 8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с. 9. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI–XX веков: очерки. М.: Музыка, 1990. 191 с. 10. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2011. 383 с. 11. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. 300 с. 12. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Academia, 2003. 368 с. 13. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост.: Д. В. Ушаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 624 с. 14. Румянцева З. В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности: учебное пособие. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 128 с. 15. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 16. Селюч М. Г. Развитие творческого потенциала личности руководителя образовательной организации: монография. Благовещенск: ГОАУ ДПО Амурский обл. ИРО, 2014. 115 с. 17. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с. 18. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН, 1947. 335 с. 19. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М.: Юрайт, 2016. 245 с 20. Торопова А. В. Психология музыкального образования и развития личности (методологический аспект) // Вестник МГУКИ. 2008. № 5. С. 200–204. 21. Чупина В. А. Акмеология профессионального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. 97 с. 22. Щербакова А. И. Методы аксиологического анализа в совершенствовании современной системы музыкального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 15. С. 11–15. 23. Budoiu-Balan O. The psycho-neurologic implications in musical phenomenon: Music and personal development // Psychology. 2019. Vol. 10. Iss. 08. P. 1217–1234. DOI: 10.4236/psych.2019.108078 24. Olefyr V. The development of schoolchildren’s individuality during musical activities // Psychological Journal. 2020. № 6 (10). P. 29–37. DOI: 10.31108/1.2020.6.10.3 |