PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования

Журнал » 2021 №39 : Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования
    Просмотров: 521

 

УДК 159.923

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.4

 

СИСТЕМА АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ

В ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

З. В. Румянцева,

КГУ, Кострома,

rumschmus@mail.ru

 

В статье охарактеризована система акмеологических аспектов психологии музыкального образования и развития личности. Целью исследования является определение и систематизация основных ориентиров музыкально-психологического развития личности в русле акмеологической науки. Достижение продуктивности музыкально-педагогического образования зависит от преодоления ряда внешних и внутренних проблем под непосредственным воздействием акмеологических ориентиров в поиске решения задач прогрессивного функционирования.

Определение акмеологических ориентиров содействует повышению качества содержания музыкально-педагогического образования и способствует достижению высшей ступени индивидуального развития личности. Результаты проведенного системно-аналитического исследования показывают, что к акмеологическим ориентирам профессиональной подготовки педагогов-музыкантов относятся реализация интонационного и сенсорного воспитания личности; расширение области психологических знаний в направлении понимания специфики содержания музыкальной деятельности; изучение сущности творческого развития личности; обеспечение исследовательской направленности профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Следование акмеологическим ориентирам как целевым установкам, содействующим саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации будущих педагогов-музыкантов, является необходимым условием системного формирования их психологической компетентности в процессе осуществления профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: психология музыкального образования; акмеологические ориентиры; системный анализ; принципы акмеологического развития личности; музыкально-исполнительское искусство; художественно-творческое саморазвитие личности; интонационное воспитание; сенсорное воспитание.

 

Для цитаты: Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 52–60. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.39.3.4

 

Румянцева Зоя Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры музыки Института культуры и искусств Костромского государственного университета, Кострома.

E-mail: rumschmus@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4499-206X

 

 

 

Литература

  

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 375 с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 413 с.

3. Грибкова О. В., Квартальнова Е. А. Музыкальное образование как фактор всестороннего развития личности // Искусство и образование. 2021. № 2 (130). Р. 99–105. DOI: 10.51631/2072- 0432_2021_130_2_99

4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Воронеж, 2004. 752 с.

5. Запорожец А. В. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 98 с.

6. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

7. Корчагина Н. В. Акмеологический аспект профессионализма музыканта-исполнителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 3. С. 116–122.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

9. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI–XX веков: очерки. М.: Музыка, 1990. 191 с.

10. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2011. 383 с.

11. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. 300 с.

12. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Academia, 2003. 368 с.

13. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост.: Д. В. Ушаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 624 с.

14. Румянцева З. В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности: учебное пособие. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 128 с.

15. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

16. Селюч М. Г. Развитие творческого потенциала личности руководителя образовательной организации: монография. Благовещенск: ГОАУ ДПО Амурский обл. ИРО, 2014. 115 с.

17. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с.

18. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН, 1947. 335 с.

19. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М.: Юрайт, 2016. 245 с

20. Торопова А. В. Психология музыкального образования и развития личности (методологический аспект) // Вестник МГУКИ. 2008. № 5. С. 200–204.

21. Чупина В. А. Акмеология профессионального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. 97 с.

22. Щербакова А. И. Методы аксиологического анализа в совершенствовании современной системы музыкального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 15. С. 11–15.

23. Budoiu-Balan O. The psycho-neurologic implications in musical phenomenon: Music and personal development // Psychology. 2019. Vol. 10. Iss. 08. P. 1217–1234. DOI: 10.4236/psych.2019.108078

24. Olefyr V. The development of schoolchildren’s individuality during musical activities // Psychological Journal. 2020. № 6 (10). P. 29–37. DOI: 10.31108/1.2020.6.10.3