Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации

Журнал » 2021 №39 : Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации
    Просмотров: 26846

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.1

 

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

KotovaOV@mgpu.ru

 

 

 

Статья посвящена сравнительному анализу индексов четырех социоцентрических видов мотивации: самореализации, нравственности, репродукции и альтруизма, полученных по результатам теста системного профиля мотивации (СПМ) и самооценки этих видов мотивации в молодежной выборке. В настоящей работе для обозначения индексов мотивации, полученных с использованием методики оценки мотивационного профиля личности (СПМ) используется термин «Я-реальное». Для обозначения этих индексов, полученных с использованием методики самооценки мотивационного профиля личности, — термин «Я-идеальное». Цель работы состоит в исследовании половозрастных особенностей динамики Я-идеального социоцентрических мотиваций в эпоху юности и молодости.

Материалы, представленные в статье, являются продолжением системного исследования половозрастных особенностей мотивационно-ценностной сферы личности. Обследование проводилось в 2020– 2021 гг. Общая численность обследуемых составила 252 человека обоих полов в возрасте от 17 до 36 лет.

В результате исследования выявлены существенные различия соотношения Я-реального и Я-идеального в мужской и женской выборках. В женской выборке на протяжении всего исследованного периода самооценка индексов мотивации самореализации и нравственности достоверно превышает соответствующие индексы Я-реального. В то же время самооценка индексов репродуктивной и альтруистической мотиваций как в юности, так и в молодости достоверно ниже этих индексов Я-реального.

В отличие от этого в мужской выборке самооценка большинства индексов социоцентрических видов мотивации не имеет существенных различий с индексами Я-реального. Исключение составляют показатели мотивации нравственности в юности (17–24 года) и поздней молодости (30–36 лет). В этих возрастных диапазонах индексы мотивации нравственности Я-идеального у мужчин достоверно превышают соответствующие индексы Я-реального.

В целом полученные данные свидетельствуют о более высоком социальном давлении, которому в юности и молодости подвергается самооценка мотивации у женщин в сравнении с мужчинами.

 

Ключевые слова: системная психология; самооценка; Я-идеальное; Я-реальное; социоцентрические виды мотивации; половозрастные особенности; самореализация; нравственность; репродукция; альтруизм.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.1

  

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-4399-4274

 

 

 

 

Литература

 

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.

2. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых: монография. М.: Проект-Ф, 2001. 203 с.

3. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 20 (5). С. 38–44.

4. Геворкян Е. Н., Романова Е. С., Вачкова С. Н. Психологическое сопровождение семейного образования. М.: Неолит, 2020. 288 с.

5. Зинько Е. В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 3. С. 35–49.

6. Кулешова И. Н., Минников В. К., Скрябина Е. В. Социально-психологические особенности альтруистической мотивации современной интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2020. № 2. С. 40–44.

7. Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия. Т. 1. М.: Книга по Требованию, 2019. 472 с.

8. Разуваева Т. Н., Шевченко Е. А. Исследование отношения к идеалам // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). С. 189–193.

9. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

10. Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01

11. Филатов Ф. Р. Три этапа становления теоретического психоанализа // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 2 (53). С. 31–43.

12. Филатова Е. А. Особенности идеального я личности при перфекционизме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 206–208.

13. Филатова Е. А., Пчелкина Е. П. Исследование характеристик идеального Я при перфекционизме // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. № 28 (240). С. 180–184.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2014. 307 с.

15. Apostolou M., Hadjimarkou M. Domains of motivation in men and women for initiating and terminating procreation in an evolutionary perspective // Marriage & Family Review. 2018. № 54 (5). P. 486–506. DOI: 10.1080/01494929.2017.1414723

16. Bader S. O. Classification of value and value-sense orientations of personality // Innovate Pedagogy. 2019. Vol. 14 (1). P. 18–22. DOI: 10.32843/2663-6085-2019-14-1-3

17. Bauer K. N., Orvis K. A., Ely K., Surface E. A. Re-examination of motivation in learning contexts: meta-analytically investigating the role type of motivation plays in the prediction of key training outcomes // Journal of Business and Psychology. 2016. Vol. 31. Iss. 1. P. 33–50. DOI: 10.1007/s10869-015-9401-1

18. Beauregard A. T. Perfectionism, self-efficacy and OCB: the moderating role of gender // Personnel Review. 2012. Vol. 41. Issue 5. P. 590–608. DOI: 10.1108/00483481211249120

19. Higgins E. T., Roney C. J. R., Crowe E., Hymes C. Ideal versus ought predilections for approach and avoidance: Distinct self-regulatory systems // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. Р. 276–286.

20. Höllinger F. Value orientations and social attitudes in the holistic milieu // The British Journal of Sociology. 2017. Vol. 68 (2). P. 293–313. DOI: 10.1111/1468-4446.12255

21. Kuznietsova O. V. Value orientations of innovative personality // Habitus. 2020. Iss. 19. P. 133–139. DOI: 10.32843/2663-5208.2020.19.23

22. Miele D. B., Scholer A. A. The role of metamotivational monitoring in motivation regulation // Educational Psychologist. 2018. № 53 (1). P. 1–21. DOI: 10.1080/00461520.2017.1371601

23. Tziner A., Shkoler O., Fein E. C. Examining the effects of cultural value orientations, emotional intelligence, and motivational orientations: How do LMX mediation and gender-based moderation make a difference? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.502903; URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.502903/full (дата обращения: 23.09.2021).