Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля

Журнал » 2021 №39 : Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля
    Просмотров: 3447

 

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6

 

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

 

 

С. В. Котовская,

МГГЭУ, Москва,

s.marunyak74@mail.ru 

 

 

Статья посвящена системному исследованию проблемы эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля. Синдром эмоционального выгорания имеет фазовую структуру. На сегодняшний день малоизученным остается вопрос выявления системных особенностей формирования фазы истощения синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Необходимость системного исследования показателей эмоционального выгорания обусловливает актуальность данной работы и является целью исследования.

Для реализации цели исследования было проведено обследование 679 специалистов экстремального профиля, среди них: врачи службы медицины катастроф, военнослужащие, диспетчеры, летчики, моряки, пожарные, специалисты по утилизации отработанного ядерного топлива, рыбаки тралового флота, участники боевых действий. Респондентам были предложены авторская социально-психологическая анкета и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко. Все обследуемые были разделены на семь групп в зависимости от стажа профессиональной деятельности.

В результате проведенного исследования было установлено, что на протяжении служебно-трудовой деятельности у субъектов экстремального профиля наблюдается перманентная тенденция к увеличению циничности в межличностном взаимодействии и нивелированию устоявшихся норм, выстраиванию защитных барьеров, а также возрастанию психосоматических и психовегетативных нарушений за счет соматизации эмоциональных состояний. Эмоциональная отстраненность и переутомление у специалистов, деятельность которых включает экстремальный компонент на содержательном уровне, выявляется в первые десять лет профессиональной деятельности, а потребность в выстраивании защитных барьеров в процессе межличностного взаимодействия в большей степени проявляется при продолжительности профессионального стажа 10–20 лет.

 

Ключевые слова: системные особенности; эмоциональное выгорание; фаза истощения; стаж профессиональной деятельности; специалисты экстремального профиля; эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; деперсонализация; психосоматические и психовегетативные нарушения.

 

Для цитаты: Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 72–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6

 

Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

 

 

Литература

  

1. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. М: ПерСэ, 2000. 352 с.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 29 с.

3. Бойко И. М., Мосягин И. Г., Маруняк С. В. Психофизиологические маркеры безопасности летной деятельности на Европейском Севере России // Медицинское обеспечение сил флота в условиях Кольского Заполярья: материалы VIII научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня образования госпиталя Беломорской военно-морской базы Северного флота (Северодвинск, 15–16 ноября 2012 г.). Северодвинск: [б. и.], 2012. С. 100–104.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 2017. 343 с.

5. Гроза И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10 С. 63–54.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. 330 с.

7. Кабанова Т. Н., Дубинский А. А., Московская М. С. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1 (46). С. 59–68.

8. Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Особенности проявлений психической дезадаптации у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем работы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 67–72.

9. Котовская С. В. Взаимосвязь продолжительности служебно-трудового стажа с восприятием профессиональной нагрузки субъектами профессиональной деятельности // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4. № 4. С. 49–53.

10. Кузнецов Ю. Д., Поваренков Ю. П., Цветкова Н. А. Профессиональный стаж как фактор измерения удовлетворенности трудом // Вестник ТГПУ. 2006. № 2. С. 27–33.

11. Лотарева Т. Ю. Влияние стажа работы на жизнеспособность профессионалов социальной сферы // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 99–116.

12. Муртазов А. М. Профессиональный стресс и психосоматические заболевания у сотрудников правоохранительных органов // Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 5. С. 41–44.

13. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М: Ин-т психологии РАН, 2005. 330 с.

14. Петрова О. А. Влияние стажа и других факторов на психологические особенности личности демонстративного педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9. С. 97–99.

15. Полянский А. И., Быковская Л. И. Синдром выгорания как феномен в современной науке // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 5. C. 85–92.

16. Психологические особенности личности профессорско-преподавательского состава в зависимости от стажа трудовой деятельности / Т. М. Богданова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 6. С. 198–202.

17. Рыбников В. Ю., Дубинский А. А., Булыгина В. Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации и дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности // Экология человека. 2017. № 3. С. 3–9.

18. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

19. Чердымова Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2019. 124 с.

20. Чутко Л. С., Рожкова А. В., Сурушкина С. Ю. Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2019. Т. 119. № 1. С. 14–16.

21. Шейнов В. П. Взаимосвязи виктимизации с самоэффективностью и стилями поведения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 3. С. 150–169.

22. Hakansson C., Ahlborg G. Occupational imbalance and the role of perceived stress in predicting stress-related disorders // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2017. Vol. 25. № 4. P. 278–287. DOI: 10.1080/11038128.2017.1298666

23. Maran D., Varetto A., Zedda M. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers // Occupational Medicine. 2015. Vol. 65. № 6. P. 447–466.

24. Newton C., Teo S. Identification and occupational stress: A stress-buffering perspective // Human Resource Management. 2013. Vol. 53. № 1. P. 89–113. DOI: 10.1002/hrm.21598