Системная психология и социология » Журнал » 2021 №39 » Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля |
Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля
Журнал » 2021 №39 : Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля |
Просмотров: 4019
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6
СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
С. В. Котовская, МГГЭУ, Москва, s.marunyak74@mail.ru
Статья посвящена системному исследованию проблемы эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля. Синдром эмоционального выгорания имеет фазовую структуру. На сегодняшний день малоизученным остается вопрос выявления системных особенностей формирования фазы истощения синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Необходимость системного исследования показателей эмоционального выгорания обусловливает актуальность данной работы и является целью исследования. Для реализации цели исследования было проведено обследование 679 специалистов экстремального профиля, среди них: врачи службы медицины катастроф, военнослужащие, диспетчеры, летчики, моряки, пожарные, специалисты по утилизации отработанного ядерного топлива, рыбаки тралового флота, участники боевых действий. Респондентам были предложены авторская социально-психологическая анкета и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко. Все обследуемые были разделены на семь групп в зависимости от стажа профессиональной деятельности. В результате проведенного исследования было установлено, что на протяжении служебно-трудовой деятельности у субъектов экстремального профиля наблюдается перманентная тенденция к увеличению циничности в межличностном взаимодействии и нивелированию устоявшихся норм, выстраиванию защитных барьеров, а также возрастанию психосоматических и психовегетативных нарушений за счет соматизации эмоциональных состояний. Эмоциональная отстраненность и переутомление у специалистов, деятельность которых включает экстремальный компонент на содержательном уровне, выявляется в первые десять лет профессиональной деятельности, а потребность в выстраивании защитных барьеров в процессе межличностного взаимодействия в большей степени проявляется при продолжительности профессионального стажа 10–20 лет.
Ключевые слова: системные особенности; эмоциональное выгорание; фаза истощения; стаж профессиональной деятельности; специалисты экстремального профиля; эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; деперсонализация; психосоматические и психовегетативные нарушения.
Для цитаты: Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 72–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6
Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: s.marunyak74@mail.ru ORCID: 0000-0001-7832-2702
Литература
1. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. М: ПерСэ, 2000. 352 с. 2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 29 с. 3. Бойко И. М., Мосягин И. Г., Маруняк С. В. Психофизиологические маркеры безопасности летной деятельности на Европейском Севере России // Медицинское обеспечение сил флота в условиях Кольского Заполярья: материалы VIII научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня образования госпиталя Беломорской военно-морской базы Северного флота (Северодвинск, 15–16 ноября 2012 г.). Северодвинск: [б. и.], 2012. С. 100–104. 4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 2017. 343 с. 5. Гроза И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10 С. 63–54. 6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. 330 с. 7. Кабанова Т. Н., Дубинский А. А., Московская М. С. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1 (46). С. 59–68. 8. Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Особенности проявлений психической дезадаптации у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем работы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 67–72. 9. Котовская С. В. Взаимосвязь продолжительности служебно-трудового стажа с восприятием профессиональной нагрузки субъектами профессиональной деятельности // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4. № 4. С. 49–53. 10. Кузнецов Ю. Д., Поваренков Ю. П., Цветкова Н. А. Профессиональный стаж как фактор измерения удовлетворенности трудом // Вестник ТГПУ. 2006. № 2. С. 27–33. 11. Лотарева Т. Ю. Влияние стажа работы на жизнеспособность профессионалов социальной сферы // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 99–116. 12. Муртазов А. М. Профессиональный стресс и психосоматические заболевания у сотрудников правоохранительных органов // Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 5. С. 41–44. 13. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М: Ин-т психологии РАН, 2005. 330 с. 14. Петрова О. А. Влияние стажа и других факторов на психологические особенности личности демонстративного педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9. С. 97–99. 15. Полянский А. И., Быковская Л. И. Синдром выгорания как феномен в современной науке // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 5. C. 85–92. 16. Психологические особенности личности профессорско-преподавательского состава в зависимости от стажа трудовой деятельности / Т. М. Богданова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 6. С. 198–202. 17. Рыбников В. Ю., Дубинский А. А., Булыгина В. Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации и дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности // Экология человека. 2017. № 3. С. 3–9. 18. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 19. Чердымова Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2019. 124 с. 20. Чутко Л. С., Рожкова А. В., Сурушкина С. Ю. Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2019. Т. 119. № 1. С. 14–16. 21. Шейнов В. П. Взаимосвязи виктимизации с самоэффективностью и стилями поведения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 3. С. 150–169. 22. Hakansson C., Ahlborg G. Occupational imbalance and the role of perceived stress in predicting stress-related disorders // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2017. Vol. 25. № 4. P. 278–287. DOI: 10.1080/11038128.2017.1298666 23. Maran D., Varetto A., Zedda M. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers // Occupational Medicine. 2015. Vol. 65. № 6. P. 447–466. 24. Newton C., Teo S. Identification and occupational stress: A stress-buffering perspective // Human Resource Management. 2013. Vol. 53. № 1. P. 89–113. DOI: 10.1002/hrm.21598 |