Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния

Журнал » 2021 №39 : Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния
    Просмотров: 1261

 

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5

 

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ

ПРОЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

 

Т. В. Белашина,

НГПУ, Новосибирск,

tatyanabelashina@mail.ru

 

Статья посвящена изучению системных особенностей мотивации личности. Представлено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление взаимосвязи мотивации и доминирующего психического состояния. Диагностика мотивации осуществлялась при помощи методики «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого – И. Ю. Кулагиной и тестов Т. Элерса на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудач. Для измерения доминирующего психического состояния использована методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова. В исследовании приняли участие 100 человек — сотрудники ГУ МВД России по Новосибирской области, из них 50 мужчин и 50 женщин.

Анализ данных показал, что для испытуемых ЭГ-1 (сотрудники-мужчины) более характерно проявление активной жизненной позиции, которая во многом зависит от комфортности ситуации и обстоятельств выполнения той или иной служебной задачи. Испытуемые ЭГ-2 (сотрудники-женщины) отличаются стремлением к достижению личных заслуг в профессиональной деятельности и установлению эффективных взаимоотношений в служебном коллективе. Для испытуемых ЭГ-3 (сотрудники со стажем службы менее пяти лет) более характерно проявление высокого уровня активности, стремление своевременно реагировать на возникающие трудности, ощущение внутренней собранности, запаса сил и энергии. Респонденты ЭГ-4 (сотрудники со стажем профессиональной деятельности более пяти лет) склонны к тому, чтобы особо не рисковать ради достижения каких-то определенных целей, однако могут пойти на осознанный риск в том случае, если это позволит им получить материальное вознаграждение, повысить свой статус или положение в коллективе. Исследование взаимосвязи параметров мотивации и доминирующего психического состояния показало, что сотрудники мужского пола, несмотря на достаточный уровень уверенности в себе и своих возможностях, предпочитают вести себя более сдержанно и осторожно, особенно в ситуациях повышенного риска. Сотрудники женского пола склонны к демонстрации уверенности в собственных силах и возможностях. С увеличением стажа профессиональной деятельности обнаружены тенденция к сохранению собственного эмоционально-стабильного отношения, адекватности и эффективности психической саморегуляции посредством избегания тех ситуаций, которые могут привести к неудачам в личностном и профессиональном плане; стремление к переживанию положительных состояний.

 

Ключевые слова: системные особенности; мотивация; личность; доминирующее психическое состояние; системный анализ.

 

Для цитаты: Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39) С. 61–71. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5

 

Белашина Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: tatyanabelashina@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4656-0439

 

 

Литература

  

1. Белашина Т. В., Бурлакова С. С. Роль индивидуально-типологических особенностей и жизнестойкости в профессиональной деятельности сотрудников силовых структур // Развитие человека в современном мире. 2021. № 1. С. 86–95.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоций: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

3. Галюк Н. А., Иванов Д. В. Акмеотренинг в психологическом сопровождении сотрудников правоохранительных органов // Педагогический профессионализм в образовании: сб. в 3 ч. Ч. 2 / под ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: НГПУ, 2016. С. 23–27.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2018. 512 с.

5. Казакова Е. В. Понятие содержание термина «мотивация» // Тенденции развития экономики и менеджмента. Вып. 3. Казань: ИЦРОН, 2016. С. 224–226.

6. Куликов Л. В. Доминирующие чувства как характеристика духовных и душевных сил // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 568–574.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2012. 352 с.

8. Ловягина А. Е. Психические состояния человека. СПб.: СПбГУ, 2014. 120 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. М.; СПб.: Евразия, 2016. 478 c.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2011. 461 с.

11. Прохоров А. О. Психология состояний. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2021. 720 с.

13. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

14. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с.

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2016. 860 с.

16. Deci E. L., Koestner R., Ryan R. M. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. № 6. Р. 627–668. DOI: 10.1037/0033-2909.125.6.627

17. Dweck C. S. Motivational process affects learning // American Psychologist. 1986. Vol. 40. № 10. Р. 1040–1048.

18. Muenks K., Yang J. S., Wigfield A. Associations between grit, motivation, and achievement in high school students // Motivation Science. 2018. Vol. 4. № 2. Р. 158–176. DOI:10.1037/mot0000076

19. The future of feedback: Motivating performance improvement through future-focused feedback / J. Gnepp et al. // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. № 6. e0234444. DOI: 10.1371/journal.pone.0234444

20. Vansteenkiste M., Ryan R. M., Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. № 2. P. 1–31. DOI: 10.1007/s11031-019-09818-1