WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
В. П. Шейнов, А. С. Девицын, РАЗРАБОТКА НАДЕЖНОГО И ВАЛИДНОГО ОПРОСНИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Журнал » 2021 №38 : В. П. Шейнов, А. С. Девицын, РАЗРАБОТКА НАДЕЖНОГО И ВАЛИДНОГО ОПРОСНИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ |
![]() ![]() УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
РАЗРАБОТКА НАДЕЖНОГО И ВАЛИДНОГО ОПРОСНИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
В. П. Шейнов, РИВШ, Минск, Республика Беларусь, sheinov1@mail.ru, А. С. Девицын, БГУ, Минск, Республика Беларусь, a.dziavitsyn@gmail.com
В статье поднимается вопрос необходимости создания надежного и валидного опросника, направленного на выявление зависимости от социальных сетей. Сегодня многие предпочитают онлайн-общение традиционным формам взаимодействия. Использование социальных сетей стремительно растет и уже охватило более трети населения мира. Зависимость от социальных сетей стала одной из самых массовых немедицинских зависимостей. В условиях пандемии короновируса люди стали больше времени проводить в социальных сетях, которые теперь еще сильнее влияют на образ жизни и психологию людей, на учебу и работу. Все это сделало весьма актуальным системное изучение данного явления и его влияния на все стороны современной жизни. Экспериментальные данные, подтверждающие наличие проблемы зависимости от социальных сетей, а также свидетельствующие о взаимосвязях этой зависимости с состоянием и личными качествами сверхактивных пользователей социальных сетей получены в большом числе зарубежных исследований с помощью опросников. Отсутствие подобного диагностического инструмента у русскоязычных ученых является серьезным фактором, тормозящим проведение аналогичных исследований. В связи с чем целью данной работы является разработка опросника зависимости от социальных сетей. В статье показано, что разработанный опросник надежен и валиден. Он удовлетворяет стандартным требованиям, предъявляемым к опросникам относительно надежности, а также ключевым критериям валидности. Предлагаемый опросник стандартизован: приведены нормы для женщин и мужчин, позволяющие выразить отличие индивидуального результата от среднего в единицах стандартного отклонения. Исходные данные для системного исследования получены с помощью онлайн-опроса, проведенного с использованием разработанной авторами автоматизированной системы обработки тестов и оперативного доведения их результатов до испытуемых в анонимном режиме. Диагностируемая опросником зависимость от социальных сетей положительно коррелирует с тревожностью, депрессией, одиночеством, экстраверсией, женским полом и отрицательно связана с самооценкой, удовлетворенностью жизнью и возрастом. Зависимость от социальных сетей среди женщин статистически высокозначимо превосходит подобную зависимость среди мужчин. В ходе исследования построена факторная модель зависимости от социальных сетей, включающая три показателя: «психологическое состояние», «общение», «информация».
Ключевые слова: социальные сети; зависимость; системное исследование; опросник; надежность; валидность; связи; личные качества и состояния; мужчины; женщины.
Для цитаты: Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор. Профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь. E-mail: sheinov1@mail.ru ORCID: 0000-0002-2191-646X
Девицын Антон Сергеевич, старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь. Email: a.dziavitsyn@gmail.com ORCID - 0000-0002-2804-4107
Литература
1.Розанов В. А., Рахимкулова А. С. Социальные сети и их влияние на психологическое благополучие личности // Психологическое благополучие и психосоциальный стресс: монография / под ред. В. А. Розанова. Одесса: Феникс, 2017. С. 185–206. 2.Шейнов В. П. Внутриличностные предикторы виктимизации // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 1. С. 154–182. 3.Шейнов В. П. Кибербуллинг: предпосылки и последствия // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4, № 2 (14). С. 77–98. 4.Abbasi I., Drouin M. Neuroticism and Facebook addiction: How social media can affect mood? // The American Journal of Family Therapy. 2019. Vol. 47. № 4. P. 199–215. DOI: 10.1080/01926187.2019.1624223. 5.Abbasi I. S. Social media addiction in romantic relationships: Does user's age influence vulnerability to social media infidelity? // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 139. № 1. P. 277–280. DOI: 10.1016/j.paid.2018.10.038. 6.Acar I. H. The roles of adolescents’ emotional problems and social media addiction on their self-esteem / I. H. Acar et al. // Current Psychology. 2020. Available online 18 April 2021. URL: https://doi.org/10.1007/s12144-020-01174-5. 7.Afacan O., Ozbek N. Investigation of social media addiction of high school students // International Journal of Educational Methodology. 2019. Vol. 5. № 2. P. 235–245. DOI: 10.12973/ijem.5.2.235. 8.Al Mamun M. A., Griffiths, M. D. The association between Facebook addiction and depression: A pilot survey study among Bangladeshi students // Psychiatry Research. 2019. Vol. 271. P. 628–633. DOI: 10.1016/j.psychres.2018.12.039. 9.Andreassen C. S., Pallesen S., Griffiths M. D. The relationship between addictive use of social media, narcissism, and self-esteem: Findings from a large national survey // Addictive Behaviors. 2017. Vol. 64. P. 287–293. DOI: 10.1016/j.addbeh.2016.03.006. 10.Andreassen C. S. The relationship between addictive use of social media and video games and symptoms of psychiatric disorders: A large-scale cross-sectional study / C. S. Andreassen et al. // Psychology of Addictive Behaviors. 2016. Vol. 30 (2). P. 252–262. DOI: 10.1037/adb0000160. 11.Apaolaza V. Mindfulness, compulsive mobile social media use, and derived stress: The mediating roles of self-esteem and social anxiety / V. Apaolaza et al. // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. № 6. P. 388–396. DOI: 10.1089/cyber.2018.0681. 12.Baltaci Ö. The predictive relationships between the social media addiction and social anxiety, loneliness, and happiness // International Journal of Progressive Education. 2019. Vol. 15. № 4. P. 73–82. DOI: 10.29329/ijpe.2019.203.6. 13.Benson V., Hand C., Hartshorne R. How compulsive use of social media affects performance: insights from the UK by purpose of use // Behaviour & Information Technology. 2019. № 10. P. 549–563. DOI: 10.1080/0144929x.2018.1539518. 14.Błachnio A., Przepiorka A., Pantic I. Association between Facebook addiction, self-esteem and life satisfaction: A cross-sectional study // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. P. 701–705. DOI: 10.1016/j.chb.2015.10.026. 15.Blackwell D. Extraversion, neuroticism, attachment style and fear of missing out as predictors of social media use and addiction / D. Blackwell et al. // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 116. № 1. P. 69–72. DOI: 10.1016/j.paid.2017.04.039. 16.Buglass S. L. Motivators of online vulnerability: The impact of social network site use and FOMO / S. L. Buglass et al. // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 66. P. 248–255. DOI: 10.1016/j.chb.2016.09.055. 17.Chung K. L. The role of the dark tetrad and impulsivity in social media addiction: Findings from Malaysia / K. L. Chung et al. // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 143. № 1. P. 62–67. DOI: 10.1016/j.paid.2019.02.016. 18.Dailey S. L, Howard K., Roming S. M. P. A biopsychosocial approach to understanding social media addiction // Human Behavior. 2020. Available online 10 April 2021. URL: https://doi.org/10.1002/hbe2.182. 19.Dalvi-Esfahani M. Social media addiction: Applying the DEMATEL approach / M. Dalvi-Esfahani et al. // Telematics and Informatics. 2019. Vol. 43. P. 101250. DOI: 10.1016/j.tele.2019.101250. 20.Fanni B. Problematic Social Media Use: Results from a Large-Scale Nationally Representative Adolescent Sample / B. Fanni et al. // PLOS ONE. 2017. Vol. 12. № 1. DOI: 10.1371/journal.pone.016983. 21.Guven A. Relationship between social media use, self-esteem and satisfaction with life // University of Alabama Libraries. 2019. Available online 15 April 2021. URL: http://ir.ua.edu/handle/123456789/6133. 22.Haand R., Shuwang Z. The relationship between social media addiction and depression: a quantitative study among university students in Khost, Afghanistan // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25. № 1. P. 780–786. DOI: 10.1080/02673843.2020.1741407. 23.Hawi N. S., Samaha M. The relations among social media addiction, self-esteem, and life satisfaction in university students // Social Science Computer Review. 2017. Vol. 35. № 5. P. 576–586. DOI: 10.1177/0894439316660340. 24.Julia B., Jürgen M. Facebook addiction disorder (FAD) among German students — A longitudinal approach // PLOS ONE. 2017. Vol. 12. № 12. P. e0189719. DOI: 10.1371/journal.pone.0189719. 25.Kashif M., Aziz-Ur-Rehman M. K. J., Javed M. K. Social media addiction due to coronavirus // International Journal of Medical Science in Clinical Research and Review. 2020. Vol. 3. № 4. Available online 11 April 2021. URL: ##plugins.themes.academic_pro.article.sidebar##. 26.Kircaburun K. Self-esteem, daily Internet use and social media addiction as predictors of depression among Turkish adolescents // Journal of Education and Practice. 2016. Vol. 7. № 24. P. 64–72. 27.Köse Ö. B., Doğan A. The relationship between social media addiction and self-esteem among Turkish university students // Addicta: The Turkish Journal on Addiction. 2019. Vol. 6. № 1. P. 175–190. DOI: 10.15805/ADDICTA.2019.6.1.0036. 28.Lin L. Y. Association between social media use and depression among US young adults / L. Y. Lin et al. // Depression and Anxiety. 2016. Vol. 33. № 4. P. 323–331. DOI: 10.1002/da.22466. 29.Liu C., Ma J. Social media addiction and burnout: The mediating roles of envy and social media use anxiety // Current Psychology. 2020. № 39. P. 1883–1891. DOI: 10.1007/s12144-018-9998-0. 30.Marengo D., Poletti I., Settanni M. The interplay between neuroticism, extraversion, and social media addiction in young adult Facebook users: Testing the mediating role of online activity using objective data // Addictive Behaviors. 2020. Vol. 102. P. 106150. DOI: 10.1016/j.addbeh.2019.106150. 31.Oberst U. Negative consequences from heavy social networking in adolescents: The mediating role of fear of missing out / U. Oberst et al. // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 55. P. 51–60. DOI: 10.1016/j.adolescence.2016.12.008. 32.Primack B. A. Use of multiple social media platforms and symptoms of depression and anxiety: A nationally-representative study among US young adults / B. A. Primack et al. // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 69. P. 1–9. DOI: 10.1016/j.chb.2016.11.013. 33.Rumpf H. J. Occurence of Internet addiction in a general population sample: A latent class analysis / H. J. Rumpf et al. // European Addiction Research. 2014. Vol. 20. P. 159–166. DOI: 10.1159/000354321. 34.Sahin C. The predictive level of social media addiction for life sSatisfaction: A study on university students // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 16. № 4. P. 120–125. 35.Shensa A. Problematic social media use and depressive symptoms among US young adults: A nationally-representative study / A. Shensa et al. // Social Science & Medicine. 2017. Vol. 182. P. 150–157. DOI: 10.1016/j.socscimed.2017.03.061. 36.Turel O., Poppa N., Gil-Or O. Neuroticism magnifies the detrimental association between social media addiction symptoms and wellbeing in women, but not in Men: a three-way moderation model // Psychiatric Quarterly. 2018. Vol. 89. № 3. P. 605–619. DOI: 10.1007/s11126-018-9563-x.
|