Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Журнал » 2021 №38 : Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    Просмотров: 1001

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.06

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Т. В. Эксакусто,

ЮФУ, Таганрог,

etv01@yandex.ru,

И. А. Кибальченко,

ЮФУ, Таганрог,

kibal-irina@mail.ru 

 

Статья посвящена систематизации научных данных об успешности на основе выделения кристаллизующего, стержневого основания ее актуализации в различных сферах жизнедеятельности. Системный анализ, проведенный в работе, показал, что успешность обеспечивается комплексом интеллектуально-личностных предпосылок от когнитивных структур (интеллект, когнитивный стиль, познавательная позиция и т. п.) до социально-психологических особенностей (коммуникативный ресурс, социальная активность и т. п.). При этом обнаружено противоречие между большим спектром интеллектуально-личностных предпосылок, факторов успешности, и недостатком научных фактов об универсальной/устойчивой интеллектуально-личностной структуре, которая является своеобразным стержнем, обеспечивающим реальную и потенциальную успешность. Мы предположили, что, основой такой структуры могут стать ментальные репрезентации. Соответственно, были выдвинуты гипотезы о том, что в многозначности понятия «успешность» в разных контекстах будет выделяться тенденция взаимосвязей ее интеллектуальных и личностных маркеров и что отправной точкой моделирования картины успешности и результатом интеграции интеллектуальных и личностных возможностей ее достижения являются ментальные репрезентации успешности человека. 

Для проверки предположений был проведен контент-анализ 1043 публикаций по проблеме интеллектуально-личностных предпосылок успешности. Было выявлено три основные группы публикаций с достоверными отличиями частотности соответствующих маркеров успешности: 1) где предметом исследования дифференцированно выступают личностные и социально-психологические предпосылки успешности; 2) где описаны интегрированные группы интеллектуальных и личностных предпосылок и 3) где изучаются взаимосвязи разных признаков ментальных репрезентаций успешности с личностными и интеллектуальными характеристиками. В процессе контент-анализа и факторизации его результатов выявлена сонаправленная составляющая интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в противовес дифференцированно представленным личностным и социально-психологическим предпосылкам успешности. Выявлено ограниченное количество исследований, в которых рассматриваются ментальные репрезентации как кристаллизующая основа успешности личности во взаимосвязи с ее интеллектуально-личностными предпосылками. В этой связи актуальным и научно значимым становится системное эмпирическое исследование интеллектуально-личностных предпосылок, которые отражаются в ментальных репрезентациях успешности личности.

 

Ключевые слова: успешность; системный анализ; интеллектуально-личностные предпосылки; ментальные репрезентации успешности; характеристики концепта; контент-анализ.

Для цитаты: Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеллектуально-личностные предпосылки успешности: системный анализ и перспективы исследований // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06

 

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: etv01@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-6862-2063

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент. Профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: kibal-irina@mail.ru 

ORCID: 0000-0001-7730-7172

 

 

Литература

 

1.Беглова Э. И. Ценностное содержание образа «успешности» молодежи и старшего поколения в социально-культурной среде // Научные дискуссии о ценностях современного общества: сб. материалов XI-й международной научно-практической конференции (Липецк, 27 февраля 2016 г.) / отв. ред. Е. М. Мосолова. Липецк: РаДуши, 2016. С. 47–51.

2.Будаева Е. С., Толочек В. А. Самореализация человека в разных сферах жизнедеятельности: факторы успешности // Институт психологии российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 2. С. 184–202. 

3.Глузман Н. А. Горбунова Н. В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 314 с. DOI: 10.12737/monography_5b48b438b75148.79631598. 

4.Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Психологический конструкт жизненной успешности студенческой молодежи // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 412–415. 

5.Дворецкая М. Я., Лощакова А. Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (дата обращения: 14.03.2021).

6.Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201). С. 100–114. DOI: 10.15826/izv1.2020.26.4.075

7.Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. 3-е изд. М.: ФЛИНТА, 2019. 224 с. 

8.Карнеева О. А., Карнеев Р. К. Представления об успешности и успешном человеке у старшеклассников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 7 апреля 2017 г.) / ред.-сост. А. И. Савенков. М.: Перо, 2017. С. 119–124. 

9.Кондратьев М. Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 116–130. DOI: 10.17759/sps.2017080208.

10.Лощакова А. Б. Психологическая структура личностной успешности // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 августа 2017 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 182–184.

11.Лукьянченко Н. В., Довыденко Л. В., Аликин И. А. Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 82–94. DOI: 10.17759/sps.2019100207.

12. Попкова Н. А. Феномен успешности в психологической науке // Мир человека. 2017. № 1 (45). С. 264–268. 

13.Прохоров А. О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 2. С. 23–37. DOI:10.17759/exppsy.2016090203.

14.Прохоров А. О., Алексеева Е. М. Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний // Siberia Psychological Journal. 2017. № 63. С. 36–48. DOI: 10.17223/17267080/63/3.

15.Психолого-педагогические условия успешной социализации субъекта учебной деятельности: монография / под. ред. Г. А. Мелекесова. М.: Флинта, 2021. 157 с. 

16.Селиванов В. В. Механизмы актуализации когнитивных и личностных ресурсов субъекта в виртуальной среде // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы Третьего Международного симпозиума (Москва, 20–21 октября 2016 г.) / отв. ред. М. А. Холодная, Г. В. Ожиганова. М.: Ин-т психологии РАН, 2016. С. 333–338. URL: https://znanium.com/catalog/product/1060951 (дата обращения: 27.03.2021).

17.Сиповская Я. И. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности в структуре интеллектуальной компетентности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 22 c. 

18.Табала А. А. Образ успешности в подростковом возрасте // Россия: от стагнации к развитию (региональные, федеральные, международные проблемы): сб. материалов XI заочной Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников (Ставрополь, 21 апреля 2017 г.). Ставрополь: Ин-т дружбы народов Кавказа, 2017. С. 434–435. 

19.Толочёк В. А. «Задатки – способности – ресурсы» в детерминации социальной успешности человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журвлев, В. А. Кольцова. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. С. 1265–1272.

20.Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 334 с. 

21.Шабунова А. А., Белехова Г. В. Социально-трудовой контекст успешности современного человека // Вестник ГСГУ. 2019. № 2 (34). С. 49–54. 

22.Bracci S., Caramazza A., Peelen M. V. View-invariant representation of hand postures in the human lateral occipitotemporal cortex // NEUROIMAGE. 2018. Vol. 181. P. 446–452. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2018.07.001.

23.Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: Aframeworkfor success // Nurse Education Today. 2018. Vol. 68. P. 172–176. DOI: 10.1016/ j.nedt. 2018.06.008.

24.Cigrovski V. Sport courage, worry and fear in relation to success of alpine ski learning / V. Cigrovski et al. // Sports (Basel, Switzerland). 2018. Vol. 6. Iss. 3. P. 96. DOI: 10.3390/sports6030096.

25.De Haan A. M. Body representation does not lag behind in updating for the pubertal growth spurt / A. M. de Haan et al. // Journal оf Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 175. P. 48–66. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.05.002.

26.Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // Newideasinpsychology. 2018. Vol. 51. P. 15–20. DOI: 10.1016/j.newideapsych.2018.04.008.

27.Kibal’chenko I. A., Eksakusto T. V. Modern students` mental representations of success // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7. № 1. P. 1–13. DOI: 10.5937/ijcrsee1901001K.

28.Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013. Vol. 9 (3). P. 301–323. DOI: 10.1142/S1793005713400097.

29.Lewis N. A. Jr., Yates J. F. Preparing disadvantaged students for success in college: Lessons learned from the preparation initiative // Perspectives on Psychological Science. 2019. Vol. 14 (1). P. 54–59. DOI: 10.1177/1745691618808515.

30.Low R. S., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017. № 2. P. 208–223. DOI: 10.1037/emo0000218. 

31.Nanay B. Success semantics: The sequel // Philosophical Studies. 2013. Vol. 165. Iss. 1. P. 151–165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7.

32.Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interoception in self-other distinction? // Current Opinionin Psychology. 2018. Vol. 24. P. 21–26. DOI: 10.1016/j.copsyc.2018.04.008.

33.Pirolli P. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model / P. Pirolli et al. // Journal of Medical Internet Research. 2017. 19(11). P. 397. DOI: 10.2196/jmir.8217.

34.Schurz G., Hertwig R. Cognitive success: A consequentialist account of rationality in cognition // Topics in Cognitive Science. 2019. Vol. 11. P. 7–36. DOI: 10.1111/tops.12410.

35.Seguin C. A survey of nurse leaders to explore the relationship between grit and measures of success and well-being // The Journal of Nursing Administration.  2019. March. Vol. 49. Iss. 3. P. 125–131. DOI: 10.1097/NNA.0000000000000725.

36.Spurk D., Keller A.C., Hirschi A. Competition in career tournaments: Investigating the joint impact of trait competitiveness and competitive psychological climate on objective and subjective career success // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2019. Vol. 92. P. 74–79. DOI: 10.1111/joop.12238.

37.Thompson T. Re-examining the effects of noncontingent success on self-handicapping behaviour // British Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 74. Iss. 2. P. 239–260. DOI: 10.1348/000709904773839860.

38.Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students’ academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33 (4). P. 749–767. DOI:10.1007/s10212-017-0347-8.

39.Welsch D. M., Zimmer D. M. Do high school gifted programs lead to later-in-life success? // Journal of Labor Research. 2018. Vol. 39 (2). P. 201–218. DOI: 10.1007/s12122-017-9252-9.