WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Журнал » 2021 №38 : Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.06
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Т. В. Эксакусто, ЮФУ, Таганрог, etv01@yandex.ru, И. А. Кибальченко, ЮФУ, Таганрог, kibal-irina@mail.ru
Статья посвящена систематизации научных данных об успешности на основе выделения кристаллизующего, стержневого основания ее актуализации в различных сферах жизнедеятельности. Системный анализ, проведенный в работе, показал, что успешность обеспечивается комплексом интеллектуально-личностных предпосылок от когнитивных структур (интеллект, когнитивный стиль, познавательная позиция и т. п.) до социально-психологических особенностей (коммуникативный ресурс, социальная активность и т. п.). При этом обнаружено противоречие между большим спектром интеллектуально-личностных предпосылок, факторов успешности, и недостатком научных фактов об универсальной/устойчивой интеллектуально-личностной структуре, которая является своеобразным стержнем, обеспечивающим реальную и потенциальную успешность. Мы предположили, что, основой такой структуры могут стать ментальные репрезентации. Соответственно, были выдвинуты гипотезы о том, что в многозначности понятия «успешность» в разных контекстах будет выделяться тенденция взаимосвязей ее интеллектуальных и личностных маркеров и что отправной точкой моделирования картины успешности и результатом интеграции интеллектуальных и личностных возможностей ее достижения являются ментальные репрезентации успешности человека. Для проверки предположений был проведен контент-анализ 1043 публикаций по проблеме интеллектуально-личностных предпосылок успешности. Было выявлено три основные группы публикаций с достоверными отличиями частотности соответствующих маркеров успешности: 1) где предметом исследования дифференцированно выступают личностные и социально-психологические предпосылки успешности; 2) где описаны интегрированные группы интеллектуальных и личностных предпосылок и 3) где изучаются взаимосвязи разных признаков ментальных репрезентаций успешности с личностными и интеллектуальными характеристиками. В процессе контент-анализа и факторизации его результатов выявлена сонаправленная составляющая интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в противовес дифференцированно представленным личностным и социально-психологическим предпосылкам успешности. Выявлено ограниченное количество исследований, в которых рассматриваются ментальные репрезентации как кристаллизующая основа успешности личности во взаимосвязи с ее интеллектуально-личностными предпосылками. В этой связи актуальным и научно значимым становится системное эмпирическое исследование интеллектуально-личностных предпосылок, которые отражаются в ментальных репрезентациях успешности личности.
Ключевые слова: успешность; системный анализ; интеллектуально-личностные предпосылки; ментальные репрезентации успешности; характеристики концепта; контент-анализ. Для цитаты: Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеллектуально-личностные предпосылки успешности: системный анализ и перспективы исследований // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06
Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог. E-mail: etv01@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6862-2063 Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент. Профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог. E-mail: kibal-irina@mail.ru ORCID: 0000-0001-7730-7172
Литература
1.Беглова Э. И. Ценностное содержание образа «успешности» молодежи и старшего поколения в социально-культурной среде // Научные дискуссии о ценностях современного общества: сб. материалов XI-й международной научно-практической конференции (Липецк, 27 февраля 2016 г.) / отв. ред. Е. М. Мосолова. Липецк: РаДуши, 2016. С. 47–51. 2.Будаева Е. С., Толочек В. А. Самореализация человека в разных сферах жизнедеятельности: факторы успешности // Институт психологии российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 2. С. 184–202. 3.Глузман Н. А. Горбунова Н. В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 314 с. DOI: 10.12737/monography_5b48b438b75148.79631598. 4.Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Психологический конструкт жизненной успешности студенческой молодежи // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 412–415. 5.Дворецкая М. Я., Лощакова А. Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (дата обращения: 14.03.2021). 6.Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201). С. 100–114. DOI: 10.15826/izv1.2020.26.4.075 7.Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. 3-е изд. М.: ФЛИНТА, 2019. 224 с. 8.Карнеева О. А., Карнеев Р. К. Представления об успешности и успешном человеке у старшеклассников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 7 апреля 2017 г.) / ред.-сост. А. И. Савенков. М.: Перо, 2017. С. 119–124. 9.Кондратьев М. Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 116–130. DOI: 10.17759/sps.2017080208. 10.Лощакова А. Б. Психологическая структура личностной успешности // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 августа 2017 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 182–184. 11.Лукьянченко Н. В., Довыденко Л. В., Аликин И. А. Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 82–94. DOI: 10.17759/sps.2019100207. 12. Попкова Н. А. Феномен успешности в психологической науке // Мир человека. 2017. № 1 (45). С. 264–268. 13.Прохоров А. О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 2. С. 23–37. DOI:10.17759/exppsy.2016090203. 14.Прохоров А. О., Алексеева Е. М. Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний // Siberia Psychological Journal. 2017. № 63. С. 36–48. DOI: 10.17223/17267080/63/3. 15.Психолого-педагогические условия успешной социализации субъекта учебной деятельности: монография / под. ред. Г. А. Мелекесова. М.: Флинта, 2021. 157 с. 16.Селиванов В. В. Механизмы актуализации когнитивных и личностных ресурсов субъекта в виртуальной среде // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы Третьего Международного симпозиума (Москва, 20–21 октября 2016 г.) / отв. ред. М. А. Холодная, Г. В. Ожиганова. М.: Ин-т психологии РАН, 2016. С. 333–338. URL: https://znanium.com/catalog/product/1060951 (дата обращения: 27.03.2021). 17.Сиповская Я. И. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности в структуре интеллектуальной компетентности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 22 c. 18.Табала А. А. Образ успешности в подростковом возрасте // Россия: от стагнации к развитию (региональные, федеральные, международные проблемы): сб. материалов XI заочной Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников (Ставрополь, 21 апреля 2017 г.). Ставрополь: Ин-т дружбы народов Кавказа, 2017. С. 434–435. 19.Толочёк В. А. «Задатки – способности – ресурсы» в детерминации социальной успешности человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журвлев, В. А. Кольцова. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. С. 1265–1272. 20.Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 334 с. 21.Шабунова А. А., Белехова Г. В. Социально-трудовой контекст успешности современного человека // Вестник ГСГУ. 2019. № 2 (34). С. 49–54. 22.Bracci S., Caramazza A., Peelen M. V. View-invariant representation of hand postures in the human lateral occipitotemporal cortex // NEUROIMAGE. 2018. Vol. 181. P. 446–452. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2018.07.001. 23.Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: Aframeworkfor success // Nurse Education Today. 2018. Vol. 68. P. 172–176. DOI: 10.1016/ j.nedt. 2018.06.008. 24.Cigrovski V. Sport courage, worry and fear in relation to success of alpine ski learning / V. Cigrovski et al. // Sports (Basel, Switzerland). 2018. Vol. 6. Iss. 3. P. 96. DOI: 10.3390/sports6030096. 25.De Haan A. M. Body representation does not lag behind in updating for the pubertal growth spurt / A. M. de Haan et al. // Journal оf Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 175. P. 48–66. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.05.002. 26.Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // Newideasinpsychology. 2018. Vol. 51. P. 15–20. DOI: 10.1016/j.newideapsych.2018.04.008. 27.Kibal’chenko I. A., Eksakusto T. V. Modern students` mental representations of success // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7. № 1. P. 1–13. DOI: 10.5937/ijcrsee1901001K. 28.Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013. Vol. 9 (3). P. 301–323. DOI: 10.1142/S1793005713400097. 29.Lewis N. A. Jr., Yates J. F. Preparing disadvantaged students for success in college: Lessons learned from the preparation initiative // Perspectives on Psychological Science. 2019. Vol. 14 (1). P. 54–59. DOI: 10.1177/1745691618808515. 30.Low R. S., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017. № 2. P. 208–223. DOI: 10.1037/emo0000218. 31.Nanay B. Success semantics: The sequel // Philosophical Studies. 2013. Vol. 165. Iss. 1. P. 151–165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7. 32.Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interoception in self-other distinction? // Current Opinionin Psychology. 2018. Vol. 24. P. 21–26. DOI: 10.1016/j.copsyc.2018.04.008. 33.Pirolli P. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model / P. Pirolli et al. // Journal of Medical Internet Research. 2017. 19(11). P. 397. DOI: 10.2196/jmir.8217. 34.Schurz G., Hertwig R. Cognitive success: A consequentialist account of rationality in cognition // Topics in Cognitive Science. 2019. Vol. 11. P. 7–36. DOI: 10.1111/tops.12410. 35.Seguin C. A survey of nurse leaders to explore the relationship between grit and measures of success and well-being // The Journal of Nursing Administration. 2019. March. Vol. 49. Iss. 3. P. 125–131. DOI: 10.1097/NNA.0000000000000725. 36.Spurk D., Keller A.C., Hirschi A. Competition in career tournaments: Investigating the joint impact of trait competitiveness and competitive psychological climate on objective and subjective career success // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2019. Vol. 92. P. 74–79. DOI: 10.1111/joop.12238. 37.Thompson T. Re-examining the effects of noncontingent success on self-handicapping behaviour // British Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 74. Iss. 2. P. 239–260. DOI: 10.1348/000709904773839860. 38.Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students’ academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33 (4). P. 749–767. DOI:10.1007/s10212-017-0347-8. 39.Welsch D. M., Zimmer D. M. Do high school gifted programs lead to later-in-life success? // Journal of Labor Research. 2018. Vol. 39 (2). P. 201–218. DOI: 10.1007/s12122-017-9252-9.
|