PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, О. В. Алмазова, ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ»

Журнал » 2021 №38 : Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, О. В. Алмазова, ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ»
    Просмотров: 831

УДК 37.025.7

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.08

 

ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ» 

 

Н. Е. Веракса,

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва,

neveraksa@gmail.com,

З. В. Айрапетян,

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва,

zlata.a.v@yandex.ru,

О. В. Алмазова,

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва,

almaz.arg@gmail.com

 

Цель статьи заключается, во-первых, в описании диагностической методики «Циклы», позволяющей оценивать понимание у детей процессов развития, выраженных циклично; во-вторых, в системном анализе особенностей понимания процессов развития у девочек и мальчиков 5–7 лет; в-третьих, в представлении норм по выполнению методики «Циклы» для мальчиков и девочек 5–7 лет. В статье представлены теоретические основания применения методики «Циклы», приведены результаты ее использования и полученные нормы для девочек и мальчиков 5–7 лет.

Были получены данные о понимании процессов развития детьми старшего дошкольного возраста и о различиях между мальчиками и девочками в успешности решения диалектической задачи, направленной на оценку процесса развития. В статье предпринята попытка систематизации результатов исследований в области понимания процессов развития детьми, а также рассмотрена разработанная в рамках структурно-диалектического подхода методика для оценки способности понимать процессы развития.

 

Ключевые слова: диалектическое мышление; циклические представления; понимание процессов развития; системный анализ; дошкольный возраст; методика «Циклы».

Для цитаты: Веракса Н. Е., Айрапетян З. В., Алмазова О. В. Понимание процессов развития детьми старшего дошкольного возраста: методика «Циклы» // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.08

 

Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. 

E-mail: neveraksa@gmail.com 

ORCID: 0000-0003-3752-7319 

Айрапетян Злата Валерьевна, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. 

E-mail: zlata.a.v@yandex.ru 

ORCID: 0000-0002-4466-9799 

Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. 

E-mail: almaz.arg@gmail.com 

ORCID: 0000-0001-8852-4076

 

 

Литература

 

1.Белолуцкая А. К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. № 2. С. 44–54.

2.Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с. 

3.Веракса Н. Е., Зададаев С. А., Сенюкова З. В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 1. С. 54–64.

4.Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424  с.

5.Диалектика и логика: Законы мышления / под ред. Б. М. Кедрова. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 336 с.

6.Зададаев С. А. Методы структурной диалектики М.: Граница, 2012. 146 с.

7.Романова Е. В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 131 с.

8.Шиян И. Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. 2013. № 3. С. 329–332.

9.Flavell J. H., Flavell E. R., Green F. L. Development of children’s understanding of connections between thinking and feeling // Psychological Science. 2001. № 12 (5). P. 430–432. DOI: 10.1111/1467-9280.00379. 

10.Friedman W. J. The development of children’s understanding of cyclic aspects of time // Child Development. 1977. № 48 (4). P. 1593–1599. DOI: 10.2307/1128523. 

11.McColgan K. L., McCormack T. Searching and planning: Young children’s reasoning about past and future event sequences // Child Development. 2008. Vol. 79 (5). P. 1477–1497. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2008.01200.x 

12.Panagiotaki G., Nobes G., Potton A. Mental models and other misconceptions in children’s understanding of the earth // Journal of Experimental Child Psychology. 2009. Vol. 104 (1). P. 52–67. DOI: 10.1016/j.jecp.2008.10.003. 

13.Piaget J. The child's conception of time. London: Routledge, 2013. 324 p.

14.Piaget J. Child's conception of movement and speed. London: Routledge, 2013. 332 p.

15.Rosengren K. S. As time goes by: Children’s early understanding of growth in animals / K. S. Rosengren et al. // Child Development. 1991. Vol. 62 (6). P. 1302–1320. DOI: 10.2307/1130808.