WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, О. В. Алмазова, ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ»
Журнал » 2021 №38 : Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, О. В. Алмазова, ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ» |
![]() ![]() УДК 37.025.7 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.08
ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ»
Н. Е. Веракса, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, neveraksa@gmail.com, З. В. Айрапетян, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, zlata.a.v@yandex.ru, О. В. Алмазова, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, almaz.arg@gmail.com
Цель статьи заключается, во-первых, в описании диагностической методики «Циклы», позволяющей оценивать понимание у детей процессов развития, выраженных циклично; во-вторых, в системном анализе особенностей понимания процессов развития у девочек и мальчиков 5–7 лет; в-третьих, в представлении норм по выполнению методики «Циклы» для мальчиков и девочек 5–7 лет. В статье представлены теоретические основания применения методики «Циклы», приведены результаты ее использования и полученные нормы для девочек и мальчиков 5–7 лет. Были получены данные о понимании процессов развития детьми старшего дошкольного возраста и о различиях между мальчиками и девочками в успешности решения диалектической задачи, направленной на оценку процесса развития. В статье предпринята попытка систематизации результатов исследований в области понимания процессов развития детьми, а также рассмотрена разработанная в рамках структурно-диалектического подхода методика для оценки способности понимать процессы развития.
Ключевые слова: диалектическое мышление; циклические представления; понимание процессов развития; системный анализ; дошкольный возраст; методика «Циклы». Для цитаты: Веракса Н. Е., Айрапетян З. В., Алмазова О. В. Понимание процессов развития детьми старшего дошкольного возраста: методика «Циклы» // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.08
Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: neveraksa@gmail.com ORCID: 0000-0003-3752-7319 Айрапетян Злата Валерьевна, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: zlata.a.v@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4466-9799 Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: almaz.arg@gmail.com ORCID: 0000-0001-8852-4076
Литература
1.Белолуцкая А. К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. № 2. С. 44–54. 2.Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с. 3.Веракса Н. Е., Зададаев С. А., Сенюкова З. В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 1. С. 54–64. 4.Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 с. 5.Диалектика и логика: Законы мышления / под ред. Б. М. Кедрова. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 336 с. 6.Зададаев С. А. Методы структурной диалектики М.: Граница, 2012. 146 с. 7.Романова Е. В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 131 с. 8.Шиян И. Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. 2013. № 3. С. 329–332. 9.Flavell J. H., Flavell E. R., Green F. L. Development of children’s understanding of connections between thinking and feeling // Psychological Science. 2001. № 12 (5). P. 430–432. DOI: 10.1111/1467-9280.00379. 10.Friedman W. J. The development of children’s understanding of cyclic aspects of time // Child Development. 1977. № 48 (4). P. 1593–1599. DOI: 10.2307/1128523. 11.McColgan K. L., McCormack T. Searching and planning: Young children’s reasoning about past and future event sequences // Child Development. 2008. Vol. 79 (5). P. 1477–1497. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2008.01200.x 12.Panagiotaki G., Nobes G., Potton A. Mental models and other misconceptions in children’s understanding of the earth // Journal of Experimental Child Psychology. 2009. Vol. 104 (1). P. 52–67. DOI: 10.1016/j.jecp.2008.10.003. 13.Piaget J. The child's conception of time. London: Routledge, 2013. 324 p. 14.Piaget J. Child's conception of movement and speed. London: Routledge, 2013. 332 p. 15.Rosengren K. S. As time goes by: Children’s early understanding of growth in animals / K. S. Rosengren et al. // Child Development. 1991. Vol. 62 (6). P. 1302–1320. DOI: 10.2307/1130808.
|