PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

М. С. Алексеенко, МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал » 2021 №38 : М. С. Алексеенко, МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Просмотров: 1089

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.09

 

МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

М. С. Алексеенко,

НИИЦ (АКМ и ВЭ), Москва,

ulitsapesen@gmail.com

 

Статья посвящена проблеме системной организации психологического обеспечения профессиональной деятельности пилотов гражданской авиации. Психологическое обеспечение летной деятельности — это комплекс мероприятий, направленный на изучение летной деятельности, поддержание профессионального долголетия летного состава благодаря оценке качеств, определяющих профессиональную пригодность и работоспособность пилота, а также коррекции возникающих психологических состояний, снижающих надежность его профессиональной деятельности. К задачам психологического обеспечения относятся повышение эффективности методов подготовки летного состава; поиск резервов человеческой психики, необходимых для преодоления сложных ситуаций в полете; подбор авиационных кадров; оценка и улучшение психологического климата в структурных подразделениях авиакомпании, а также непосредственно в самом летном экипаже. К научно-практическим методам профессионального обеспечения относятся анализ, прогнозирование, тренинг. 

Основное значение для психологического обеспечения имеет система лонгитюдного профессионального психологического отбора. Лонгитюдное исследование профессионально важных качеств летного состава на базе авиационного учебного центра гражданской авиации, проведенное в период с 2006 по 2020 г., показало, что успешность освоения летной профессии зависит не столько от абсолютных значений развития профессионально важных качеств, сколько от соотношения исследуемых качеств и динамики их развития в процессе летной подготовки. Изучение профессионально важных качеств летчиков рассматривается в настоящей статье с позиций эффективности деятельности и является продолжением исследований Д. В. Гандера, Г. М. Зараковского, Д. А. Леонтьева, В. А. Пономаренко и др.

Пролонгированный отбор летного состава должен осуществляться на каждом этапе профессионализации пилота, в том числе на этапе повышения квалификации и в процессе периодической наземной подготовки. В настоящей работе приводится анализ данных, полученных на этапе переучивания пилотов на новый тип воздушного судна и вводе в строй в качестве командира воздушного судна.

 

Ключевые слова: психологический отбор пилотов; подготовка пилотов гражданской авиации (ГА); системная психология; профессионально важные качества; безопасность полетов; личностный потенциал; врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК); профессиональная годность.

Для цитаты: Алексеенко М. С. Модель системного психологического обеспечения летной деятельности // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.09

 

Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИЦ (АКМ и ВЭ), преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и «S7 Training», специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва. 

E-mail: ulitsapesen@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0152-7026

 

 

 

Литература

 

1.Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

2.Броневицкий Г. Г. Психологические аспекты обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 4. М.: Ин-т психологии РАН. 2013. С. 360–368.

3.Ворона А. А., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда / под общ. ред. В. А. Пономаренко; М-во обороны Рос. Федерации. Воен.-воздуш. силы. М.: Воениздат, 2003. 280 с.

4.Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика / Междунар. акад. проблем человека в авиации и космонавтике, Науч.-исслед. испытательный центр авиационно-космической медицины и военной эргономики. М.: Воентехиниздат, 2007. 336 с.

5.Гандер Д. В., Алексеенко М. С. Профессиональная культура личности в опасной профессии // Психология обучения. 2012. № 4. С. 38-48.

6.Зараковский Г. М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с. 

7.Леонтьев Д. А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 86–95.

8.Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. М.: Ин-т психологии РАН, 2014. 352 с. (Фундаментальная психология — практике).

9.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.

10.Покровский Б. Л. Психологический отбор в авиации // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 9. М.: Ин-т психологии РАН. 2020. С. 427–434.

11.Пономаренко В. А., Ворона А. А., Лапа В. В. Стратегические направления решения проблемы человеческого фактора в военной авиации // Военная мысль. 2017. № 4. С. 35–41.

12.Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

13.Сугоровский А. В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», результаты исследования // Modern Science. 2020. № 12-5. С. 274–279.

14.Barron L. G., Rose M. R. Multitasking as a predictor of pilot performance: Validity beyond serial single-task assessments // Military Psychology. 2017. Vol. 29. № 4. P. 316–326. DOI:10.1037/mil0000168.

15.Chernega N. Analysis of the results of the research of individual-psychological factors in the structure of the image of higher education institutions // Problem space of modern society: philosophical-communicative and pedagogical interpretations. Part II. 2019. P. 607–620. Available online 28 april 2021 at: https://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/document/61814/ssoar-2019-Problem_space_of_modern_society.pdf?sequence=1&amp%3BisAllowed=y&amp%3Blnkname=ssoar-2019-Problem_space_of_modern_society.pdf.

16.Croux C., Dehon C. Influence functions of the Spearman and Kendall correlation measures // Statistical Methods & Applications. 2010. Vol. 19. № 4. P. 497–515. DOI: 10.1007 / s10260-010-0142-z.

17.Lacerenza C. N. Team development interventions: Evidence-based approaches for improving teamwork / C. N. Lacerenza et al. // American Psychologist. 2018. Vol. 73 (4). P. 517–531. DOI:10.1037/amp0000295.

18.Matton N., Paubel P. V., Puma S. Toward the use of pupillary responses for pilot selection // Human Factors. 2020. P. 0018720820945163. DOI: 10.1177/0018720820945163.

19.O’Hagan A. D. “Flying on empty” — effects of sleep deprivation on pilot performance / A. D. O’Hagan et al. // Biological Rhythm Research. 2020. Vol. 51. № 7. P. 1133–1154. DOI: 10.1080/09291016.2019.1581481.

20.Sells S. B. The taxonomy of man in enclosed space // Man in Isolation & Confinement. New York: Routledge, 2017. P. 280–303. DOI: 10.4324/9780203786574-11.