Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Е. Ю. Коржова, И. Н. Кормачёва, РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Журнал » 2021 №38 : Е. Ю. Коржова, И. Н. Кормачёва, РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
    Просмотров: 2160

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.05

 

РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Е. Ю. Коржова,

РГПУ им. А. И. Герцена, 

Санкт-Петербург,

elenakorjova@gmail.com,

И. Н. Кормачёва,

ПЦ «Ирис», Новосибирск,

irina@kormacheva.ru

 

В статье исследуется проблема прокрастинации в контексте активности с опорой на две системные теории: модель учебной активности А. А. Волочкова и теорию временной мотивации П. Стила, рассматривающего прокрастинацию в учебной и профессиональной сфере. Представлено эмпирическое исследование, целью которого является эмпирическое определение роли прокрастинации в структуре учебной активности. Респонденты: 209 студентов в возрасте 18–36 лет (М = 23,3). В исследовании применяется путевой анализ, используются следующие методики: шкала прокрастинации П. Стила, вопросник учебной активности студентов А. А. Волочкова. В результате построена модель, отражающая роль прокрастинации в структуре учебной активности (доля дисперсии учебной активности — 94 %). Согласно полученной эмпирической модели в учебную активность вносят статистически достоверный вклад следующие независимые переменные: прокрастинация (β = -0,163), динамический компонент (β = 0,349), потенциал активности (β = 0,337), результативный компонент (β = 0,524). Обнаружена отрицательная взаимосвязь прокрастинации с компонентами учебной активности: потенциал активности, результативный и динамический компоненты. По результатам исследования сделаны выводы: прокрастинация включается в структуру учебной активности как элемент, отрицательно взаимосвязанный с другими элементами и занимает место регулятивного компонента со знаком «-»; прокрастинация влияет на снижение потенциала учебной активности, включающего в себя учебную мотивацию и психофизиологические особенности обучающегося; прокрастинация снижает показатели динамического компонента (скоростные характеристики исполнительской реализации активности и динамика видоизменения учебной деятельности); прокрастинация способствует снижению показателей результативного компонента (слабые результаты учебной активности; неадекватная удовлетворенность результатами учебной активности). Влияние прокрастинации на данный компонент останавливает процесс самовоспроизводства учебной активности.

 

Ключевые слова: системный подход; прокрастинация; путевой анализ; учебная активность; компоненты учебной активности.

 

Для цитаты: Коржова Е. Ю., Кормачёва И. Н. Роль прокрастинации в структуре учебной активности: системный подход // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.05

 

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. 

E-mail: elenakorjova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-1128-1421

 

Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск. 

E-mail: irina@kormacheva.ru

ORCID: 0000-0001-9208-0922

 

 

Литература

 

1.Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход: монография. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2007. 375 с.

2.Жданова Н. Е. Индивидуально-психологические особенности личности как детерминанты формирования прокрастинации // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 95. DOI: 10.24411/2413-046Х-2019-19087.

3.Клепикова Н. М., Кормачёва И. Н. Адаптация шкалы прокрастинации и шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 26–37. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.03.

4.Кормачёва И. Н. Академическая прокрастинация как элиминация учебной активности // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. № 1. С. 61–70. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-1-61-70.

5.Корниенко Д. С., Руднова Н. А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 59. С. 9. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1574-kornienko59.html (дата обращения: 10.04.2021).

6.Руднова Н. А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости: дис. … канд. психол. наук. М.: [Б. и.], 2019. 187 с. 

7.Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

8.Слученкова К. А. Социально-психологические детерминанты прокрастинации у подростков // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 43–48.

9.Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. 448 с.

10.Шейнов В. П. Связи эмоционального интеллекта, интернальности и удовлетворенности жизнью // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Психология. 2020. № 15. С. 93–97.

11.Bisin A., Hyndman K. Present-bias, procrastination and deadlines in a field experiment // Games and Economic Behavior. 2020. Vol. 119. P. 339–357. DOI: 10.1016/j.geb.2019.11.010.

12.Gurumoorthy R., Kumar N. S. Study of impactful motivational factors to overcome procrastination among engineering students // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172. P. 709–717. DOI: 10.1016/j.procs.2020.05.101.

13.McClelland D. C. How motives, skills, and values determine what people do // American Psychologist. 1985. Vol. 40. P. 812–825. DOI: 10.1037/0003-066X.40.7.812.

14.Steel P. Integrating theories of motivation // Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. № 4. P. 889–913. DOI: 10.5465/amr.2006.22527462.

15.Tabachnick B. G., Fidell L. S. Using multivariate statistics. New York: Allyn and Bacon, 2012. 983 p.